Шесть принципов организации природных детских площадок

Автор: Мария Шевлякова

С 2017 года в России реализуется федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», призванный решить проблемы с благоустройством городских территорий. По данным Министерства строительства России, за эти годы в стране было создано больше 90 000 парков, скверов и дворов. Важной частью этих проектов стали детские площадки. Специалисты бюро «Гордеев-Демидов» изучили опыт российских и зарубежных специалистов в области проектирования детских площадок, а также провели наблюдения за играми детей на разных площадках.

Современные российские детские площадки, как правило, имеют зелёную зону и водонепроницаемое покрытие из резины или асфальта. В центре площадки могут находиться цветники, рядом расположены игровые малые архитектурные формы (МАФ) и зоны ожидания и отдыха для родителей. Площадки окружены металлическим забором высотой от 0,5–1,0 м. Зачастую МАФ на детских площадках формируют тематические комплексы: пёстрые разноцветные домики, машинки или животные, установленные на резиновом покрытии с ярким узором. Сама площадка может быть окрашена в пять или более цветов, которые не всегда гармонично сочетаются друг с другом по колористике.

На детских площадках такого типа выявлен ряд проблем. Самая очевидная из них − отсутствие гармонии между стилистическими и цветовыми решениями и окружающей архитектурной средой. Кроме того, материалы водонепроницаемых поверхностей затрудняют отвод поверхностных вод, из-за чего появляется наледь в осенне-весенний период, увеличивается концентрация токсичных веществ в летний период. Наблюдается перегрев приземного слоя воздуха на 7-15 градусов и снижение влажности вдвое от нормативов1, сокращается количество растений, птиц, насекомых, нарушается биологический баланс.

Проблемы традиционных площадок

Часто игровое оборудование нельзя использовать круглый год из-за травмоопасности, поскольку при создании конструкций МАФ в основном используют пластик и металл. В зимнее время эти материалы становятся опасными и неудобными − поверхности становятся скользкими, холодными, появляется риск прилипнуть к охлаждённому металлу и т.д. Под игровыми элементами в осенний и весенний периоды собирается вода и грязь.

Исследования показали, что основная функция детских площадок – организация содержательного досуга – выполняется не в полной мере. Согласно исследования2, сценарии игры на таких площадках скудны, имеют характер бытовых игр, детям быстро становится скучно, пассивные игры преобладают над активными.

От традиционных к природным

Площадки с яркими детскими игровыми элементами из резины, огороженные по периметру, характерны не только для России. В США их называют «традиционными детскими площадками» (traditional playgrounds). А в Великобритании, наоборот, популярны природные площадки (natural playgrounds). Их особенности – высокие (5-8 м) комплексы для лазания из брёвен и канатов, искусственные рельефы, натуральное покрытие из песка, опилок, травы и сохранение единства детской площадки с окружающим пространством.

Исследования показывают что, время, проведённое детьми на природных площадках, на 58 % больше, чем на традиционных3. Игровые сценарии для детей на таких площадках более активны, требуют больше вовлечённости и воображения. Как показали исследования, причина популярности природных площадок связана с тем, что детям приходится самостоятельно придумывать способы взаимодействия, подключать воображение, что делало их игры значительно интереснее, чем на тематических площадках.

Площадки Робинзона

Первый прототип городской природной детской площадки появился в Копенгагене (Дания) в 1943 году благодаря исследованиям ландшафтного архитектора Теодора Серсена. Он заметил, что дети с удовольствием играют на строительных площадках, используя в игре строительные инструменты и найденные предметы для создания собственных игровых элементов. Таким образом, появились строительные или «мусорные площадки» (Skrammellegeplads). Позже, в Швеции, появились так называемые «площадки Робинзона» (Robinsonspielplätze), где дети стали играть не только на деревянных площадках, но и на песке, воде, проводить эксперименты с огнём. Эту идею поддержали в Великобритании, после чего такие площадки распространились по всей Европе.

В России в период с середины 1940-х до начала 1960-х также предпринимались попытки создания «площадок Робинзона». Однако в городах они не стали популярными. Возможно, это связано со строго нормативным подходом к играм детей в период СССР. Определённые виды игр поддерживались постановлениями правительства, а остальные оставались невостребованными4, 5.

Приключенческие площадки

Широкое распространение такие площадки получили в Германии (ФРГ). В период с 1967 по 1970 годы в стране было создано более 400 «площадок приключений» (Abenteuerspielplätze). Основные материалы на площадках − это дерево, вода, песок, огонь для разжигания костров и приготовления пищи, а также мобильные предметы − инструменты для плотницких работ.

В Канаде были проведены исследования влияния свободных игр на развитие необходимых компетенций у детей и улучшение их здоровья66. Исследования показали, что игры на детских площадках, которые требуют от детей контроля над рисками и активного движения, помогают им стать более активными. Кроме того, было обнаружено, что риск получения травмы не зависит от высоты оборудования на площадке. Большинство травм происходит при использовании оборудования высотой до 1,5 м. Однако было отмечено, что уровень травматизма снижается, если за детьми наблюдают взрослые.

Идеи активной свободной игры и создания «приключенческих» детских площадок также нашли своё отражение в продукции современных производителей детского игрового оборудования. Некоторые из наиболее известных компаний, производящих такое оборудование, – Richter Spielgerate (Германия), Monstrum и Kompan (Дания), «Тайга», «Robinia Bohemia» и «Робинзон» (Россия). Производители используют натуральные материалы, такие как дерево и канаты, дизайн их оборудования отражает природные формы и создает возможность для игр с контролируемым риском.

Принципы создания природных детских площадок

Опираясь на данные исследований и международный опыт применения решений и принципов организации детский площадок, можно выделить несколько ключевых особенностей общественных и дворовых пространств, которые способствуют развитию физических и познавательных навыков у детей, делают игру на площадке интересной и безопасной, которые необходимо учитывать в проектировании:

  1. Создание гармонии с окружающей средой. В качестве условных ограждений площадки могут быть использованы элементы ландшафта (песочницы с углублениями, каналы для водных игр, холмы), густые насаждения растений, дворовые территории, куда нет доступа автомобилям. Ограждение игровых зон с помощью плотных посадок растений не только создаст ощущение уединения, но и добавит зелени во двор. Кроме того, закрытые от машин дворовые территории помогут создать более спокойную и безопасную атмосферу для игр детей.
  2. Формирование разноуровневого ландшафта. Это могут быть каналы для игр с водой, которые проходят через весь двор и создают ощущение ручья или реки, система небольших холмов, долин, террас, углублений, небольших гор и других элементов микрорельефа на детской площадке также может быть использована в качестве игрового элемента.
  3. Озеленение территории. Массивы кустарников, мавританские газоны, рельеф под газоном, созданный искусственно, добавляют игровой ценности и делают площадку привлекательной для детей. Использование их в игровых сценариях должно быть рассчитано как предполагаемая рекреационная нагрузка.
  4. Увеличение разнообразия типов поверхностей. В игровой зоне предпочтение отдаётся таким поверхностям, как вода, гравий, газон, песок, кора и щепа, так как они позволяют создавать различные сценарии игр. Для обеспечения доступа к площадке в любое время года используются дорожки из резиновых покрытий и бетонные плиты для создания пошаговых дорожек.
  5. Символичные образы малых архитектурных форм. Сложные, фантазийные образы оборудования, не навязывающие правила и последовательность действий лучше для игры. Абстрактные футуристичные формы и объёмы с использованием природных материалов и натуральной цветовой палитрой позволяют развивать фантазию детей, а также легко адаптируются к окружающей архитектуре, могут выступать ключевым элементом, подчёркивающим архитектурные решения.
  6. Использование незакрепленного подвижного оборудования. Такими элементами могут стать брёвна, камни, элементы покрытия и МАФ (например, тарзанки, желоба для игр с водой).
  7. Обслуживание интересов разных групп пользователей. Общественные пространства подобного рода ориентированы на пользователей всех возрастов. Их основными пользователями являются дети до 3 лет, которым необходимы малоподвижные игры, дети 3-12 лет, нуждающиеся, в силу особенностей стадии развития, в подвижных коллективных играх. Также учитываются потребности и интересы присутствующих на площадках, сопровождающих детские игры взрослых. Поэтому детские площадки должны предусматривать места для отдыха и коммуникации сопровождающих в зонах комфортного ожидания (навесы, детские комнаты, комнаты матери и ребёнка, кофейни с доступом в туалетную комнату).

Ссылки:

  1. Григорьев, В. А. Проблемы экологизации городов в мире, России, Сибири / В. А. Григорьев, И. А. Огородников // Экология. Серия аналитических обзоров мировой литературы. – 2001. – № 63. – С. 1-152. ↩︎
  2. Morrissey, A-M. A comparison of sociodramatic play processes of preschoolers in a naturalized and a traditional outdoor space / A-M. Morrissey, C. Scott, M. Rahimi // International Journal of Play. – 2017. – V. 6:2. – P. 177-197, DOI: 10.1080/21594937.2017.1348321. ↩︎
  3. Talarowski, M. Innovative playgrounds: use, physical activity, and implications for health / M. Talarowski, D. Cohen, S. Williamson, B. Han // Public Health. 2019 – V. 174. – P. 102-109. DOI: 10.1016/j.puhe.2019.06.002 ↩︎
  4. Ефимова, Е. А. Детские игры в зеркале официальных документов СССР (вторая половина ХХ В.) / Е. А. Ефимова // Историко-педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 77-89. ↩︎
  5. Оборудование детских площадок играми и аттракционами / Е. Минскин // Московский городской Дом Пионеров. Игротека. – Москва, 1956. ↩︎
  6. Brussoni, M. What is the Relationship between Risky Outdoor Play and Health in Children? A Systematic Review / M. Brussoni, R. Gibbons, C. Gray, T. Ishikawa, E. B. H. Sandseter, A. Bienenstock, G. Chabot, P. Fuselli, S. Herrington, I. Janssen, W. Pickett, M. Power, N. Stanger, M. Sampson, M.S. Tremblay // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2015. – V. 12(6). – P. 6423-6454. DOI: 10.3390/ijerph120606423 ↩︎

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370