Авторы: Наталия Дудникова, Светлана Дырина, Илья Курбатов, Юлия Лысова, Анастасия Сапижева, Игорь Сафиуллин, Даниил Веретенников
Стройные вертикали вейника, туи-«солдатики» вдоль забора, ряды шаровидных клёнов, «зубы» елей у административных зданий, неизменные розарии, английский газон… Вы узнаете этот город? Казань… Тюмень… может быть Иркутск?
Печально, но сегодня практически повсеместно мы наблюдаем, что у городов отсутствует своё «зелёное лицо»: из проекта в проект повторяются одинаковые приёмы озеленения, часто без учёта климата местности тиражируется один и тот же видовой состав растений. В условиях нарастающих темпов удалённого проектирования, когда в городах работают команды проектировщиков из других регионов, наблюдается типизация проектных решений ландшафтных объектов, их клонирование и универсализация.
Проблемы городского озеленения
Всё это происходит в городах на фоне ограниченного бюджетного финансирования зелёной отрасли городского хозяйства, утраченной производственной базы, отсутствия местного ассортиментного перечня рекомендованных к применению растений, острого кадрового дефицита в области профессионального проектирования озеленения городов и в сфере обслуживания и управления зелёной отраслью городского хозяйства.
В сложившейся практике реализации существующих федеральных проектов имеется ряд существенных проблем как в части некачественного проектирования озеленения территории, так и в части выполнения работ, когда озеленение общественных пространств осуществляется по остаточному принципу, а преимущество со значительной долей финансирования отдаётся малым архитектурным формам.
Зелёный брендинг
Несовершенства системы городского озеленения значительно затрудняют выявление и развитие в городах нестандартного озеленения с элементами и приёмами, характерными для конкретного города, региона. Сегодня ландшафты общественных пространств и дворовых территорий современных жилых комплексов в городах становятся похожими друг на друга, в то время как природа, история и культура наших городов уникальны. И этот уникальный визуальный образ города во многом определяется зелёными насаждениями.


В настоящее время брендинг является стратегическим инструментом эффективного функционирования и развития города, основанного на уникальности и признании его особых качеств. Природная составляющая среды города также служит одним из фундаментов для формирования бренда территории, её идентичности. Именно поэтому зелёную идентичность городов так важно исследовать, выявлять и развивать.


Зелёная идентичность как явление
Проведённые исследования показали, что термин «зелёная идентичность территории» ранее в профессиональном сообществе никогда не встречался, при этом существование уникальности озеленения конкретной территории или города как явления профессиональным сообществом признается. Итак, что же такое «зелёная идентичность»?
Зелёная идентичность территории — это комплексное представление личности или группы людей о совокупности уникальных для территории особенностей, выраженных через систему зелёных насаждений, отражающих климатическую, хозяйственную и историко-культурную самобытность места.




Практическое пособие
На момент начала изучения авторами данного вопроса какие-либо методики, нормативные документы, обучающие программы с рекомендациями по выявлению, проектированию, реализации и развитию именно индивидуальных особенностей озеленения городов отсутствовали. Поэтому мы разработали практическое пособие по выявлению зелёной идентичности городов, которое призвано восполнить данный пробел. Сегодня оно существует в электронном виде, но в перспективе не исключена возможность создания бумажной версии.
Целью разработки пособия было обозначение зелёных насаждений как одного из важнейших элементов городской среды, определяющих не только экологию, но и внешний облик городов через структурно-планировочную, архитектурно-эстетическую и рекреационную функции.
Кому адресовано пособие
В целях достижения эффекта от работы пособия необходимо внедрение разработанных алгоритмов одновременно по нескольким направлениям деятельности всех интересантов, напрямую влияющих на формирование зелёного облика города, а это:
• ПРОЕКТИРОВЩИКИ: городские планировщики (разработчики мастер-планов, генеральных планов городов), ландшафтные архитекторы, градостроители, дендрологи;
• УПРАВЛЕНЦЫ: муниципальные и госслужащие в сфере архитектуры и благоустройства города, принимающие участие в подготовке технических заданий, согласовании проектной документации и в приёмке объектов в эксплуатацию;
• ПИТОМНИКОВОДЫ;
• СПЕЦИАЛИСТЫ ПО УХОДУ за зелёными насаждениями.
Тезаурус пособия
В ходе работы над пособием был сформулирован ряд новых ранее не используемых важных понятий, связанных с предметом исследования:
Зелёный облик города — визуальный образ города, формируемый совокупностью различных уникальных особенностей системы зелёных насаждений в различных формах проявления, выраженных через характерный ассортимент растений, определённую типологию садово-парковых насаждений, планировочные особенности водно-зелёного каркаса.
Зелёный дизайн-код (гринд-код) – свод рекомендаций и требований по озеленению территорий города, учитывающий его природные, градостроительные и культурные особенности, включающий в себя разделы по проектированию и реализации объектов зелёной инфраструктуры, а также администрированию озеленённых пространств и уходу за зелёными насаждениями.
Набирающий сегодня обороты механизм мастер-планирования видится нами как основной инструмент развития качественной городской среды, в том числе зелёного облика города с учётом его зелёной идентичности. Считаем, что грин-код должен стать неотъемлемым разделом мастер-планов городов и агломераций с подробным описанием и иллюстрациями уникальных принципов и приёмов озеленения конкретного города.
Компоненты зелёной идентичности
Зеленая идентичность города формируется несколькими факторами:
- климатические и ландшафтные особенности территории;
- традиции администрирования и хозяйствования;
- исторические и культурные особенности места;
- зелёный облик города, его бренд и имидж;
- антропологический аспект: представление пользователей.

Фактор — это движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или его отдельные черты. В зелёной идентичности городов нет основной движущей силы, основного фактора, она подвержена воздействию всех представленных факторов, где помимо очевидной природно-климатической характеристики территории присутствуют историко-культурные особенности, определённые методы хозяйствования и администрирования, образ города.
В практическом пособии представленные факторы детализированы на блоки. Анализ территории по блокам с темами предлагаем проводить по временной шкале «прошлое — настоящее», что позволит подойти к оценке комплексно, не упустить все параметры, влияющие на формирование и развитие зелёной идентичности городов, и на основе полученных данных определить проектное будущее – выявить зелёную идентичность города (региона).


Проявление зелёной идентичности
Помимо изучения факторов, влияющих на зелёную идентичность города, важен анализ возможных форм проявления зелёной идентичности: изучение видового состава произрастающих на территории растений (как традиционного растительного материала, так и акклиматизированного, успешно применяемого в озеленении того или иного города), а также анализ характерной типологии садово-парковых насаждений, планировочных особенностей водно-зелёного каркаса города.


Выявление через исследование
Для системного и наиболее целесообразного проведения исследовательских работ по выявлению зелёной идентичности были определены методы исследования зелёной идентичности – основные способы и приёмы изучения природы, ландшафта, озеленения, градостроительных особенностей и общественной жизни города. Это и диалог с органами местной власти, локальными общественными организациями, представителями науки, питомниководами, местными жителями, эко-активистами, изучение культурологических материалов и поиск сведений: краеведческая литература, фольклор, фото-подборки, кинофильмы, живопись и т.п., а также изучение различного рода документации:
- градостроительная документация: генеральный план поселения, мастер-план города или агломерации, комплексная схема внешнего благоустройства и озеленения города, стратегия благоустройства и озеленения города, перспективный план озеленения города, концепция благоустройства и озеленения города, дизайн-код города, предложения по развитию зелёной инфраструктуры города, в том числе материалы по развитию водно-зелёного каркаса;
- нормативная база: местные нормативы градостроительного проектирования, правила благоустройства города, правила создания и содержания зелёных насаждений, лесохозяйственный регламент и т.д.;
- научные исследования, отчёты специализированных научных институтов по разработке ассортимента и методов выращивания декоративных древесно-кустарниковых растений для конкретного города и т.п.

Трансформация системы управления
В ходе работы над пособием мы подошли к вопросу, как же внедрять зелёную идентичность в наши города? Как её сохранять и развивать? Эти процессы кажутся недостижимыми без реформирования системы управления зелёной отрасли городского хозяйства.
Мы предлагаем проанализировать существующее положение дел в системе управления городским озеленением исследуемого города по ряду критериев, выявив основные проблемы отрасли для формирования актуальных управленческих решений.
Сегодня на арену городского благоустройства вышли новые игроки: это региональные центры компетенций, институты развития городской среды, дирекции садов и парков, частные питомники и садовые центры, общественные организации и эко-активисты. Как урегулировать их взаимодействие, сделать его качественным и продуктивным, как запустить в городе положительные изменения с позиции главенства зелёных насаждений в городской среде?
К новому зеленхозу
Здесь не может быть универсального ответа. Однако в нашем пособии мы даём образ приближенной к идеальной структуры управления городскими зелёными территориями, где предлагаем вывести блок городского благоустройства и озеленения из системы ЖКХ, создав отдельную структуру. А также ввести в городах должность главного ландшафтного архитектора города как основного координатора, определяющего политику озеленения города в целом, «пересобрать» городские зеленхозы, наделив их функционалом по паспортизации и инвентаризации зелёных насаждений, модернизировать материально-техническую и производственную базы городов, возродив городские питомники и цветочно-оранжерейные хозяйства, создать в городе дендропарк или ботанический сад в качестве опытной станции по апробированию устойчивости новых видов и сортов растений в городской среде.
Зелёное будущее
Разработанная методика по выявлению зелёной идентичности городов призвана не только побудить органы власти и профессиональные сообщества к исследованию системы городского озеленения, повысить ответственность и профессиональные компетенции проектировщиков и управленцев, скорректировать используемый в городах ассортимент зелёных насаждений для формирования уникального визуального образа города, но и осветить тезис о значимости природно-экологической инфраструктуры российских городов в государственной градостроительной политике — вплоть до формирования специальной государственной программы или федерального проекта.
Каждый город и его территории несомненно уникальны, зелёная идентичность –важный инструмент, чтобы подчеркнуть, сохранить и развить эту уникальность. Пусть наши города станут не просто зелёными, а узнаваемо зелёными! Пусть каждый город найдет «свой зелёный»!