Игровые площадки: природные материалы

Автор: Валерия Шевцова

Природные материалы на детских площадках – пример того, как окружающая среда может вдохновить детей, обогатить их опыт и способствовать развитию. В чём важность присутствия природных материалов на игровых площадках с точки зрения детского развития, творчества и обучения – читайте в материале.

Автор: Валерия Шевцова

Разнообразие природных материалов, которые можно использовать в проектах детских игровых площадок не ограничивается только песком и водой − в качестве покрытий могут быть использованы речная галька, древесная кора и щепа, а окружающий ландшафт − растения, стволы деревьев, брёвна, валуны и холмы − часто являются самодостаточными и интересными игровыми элементами. Естественные материалы не только эстетично выглядят, но и оказывают влияние на развитие детей.

Сенсорный опыт и когнитивное развитие

Природные элементы помогают детям установить более глубокую связь с окружающей природой, а также позволяют наблюдать, как меняется текстура, как вода течёт и как песок реагирует на воздух и давление. Так например песок и другие сыпучие материалы дают опыт погружения в сенсорный мир. Игры с такими материалами способствуют развитию мозга и когнитивных навыков.

Взаимодействие с природными материалами помогает учиться на практике, экспериментировать и делать открытия. Конструирование песочных замков даёт понимание архитектурных принципов, а игры с водой знакомят с её физическими свойствами. Практическое обучение через игры способствует более глубокому усвоению знаний.

Робин Мур, профессор ландшафтной архитектуры и эксперт в области проектирования игровых и образовательных пространств для детей, опубликовал по этой теме исследование «Nature Play & Learning Places» , анализирующее роль природных компонентов на детских площадках. Он показал как создание и управление пространствами, где дети могут взаимодействовать с природой, сказывается на их физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Исследователь подчеркивает, что такая среда способствует не только здоровью детей, но и их глубокому пониманию связи человека от природы.

Уникальность и разнообразие

Использование природных материалов на детских площадках обогащает игровые сценарии и позволяет детям развивать креативность. Песочницы и водные элементы стимулируют детское воображение и творческое мышление. Вода может превращаться в океан, реку или даже научный эксперимент, песок − в замки, горы или пещеры, стволы деревьев − стать частью дома или корабля в воображаемой игре, а растения могут служить для создания леса или джунглей. Это помогает находить новые способы использования материалов, развивает способность к абстрактному мышлению и умение видеть разнообразные аспекты одного и того же материала.

Социальное взаимодействие и коммуникация

Важно подчеркнуть роль игры с природными материалами в развитии социальных и коммуникационных навыков: дети, играя с песком или водой, часто работают в группах, и площадка становится местом для социального взаимодействия. Они разделяют идеи, знания и опыт друг с другом − вместе учатся создавать конструкции из песка, решают, как управлять потоком воды, или обсуждают, какие растения можно интегрировать в игру.

В ходе активности могут возникать и ситуации, когда дети не соглашаются друг с другом, − это предоставляет возможность разрешать конфликты, учитывать чужие мнения и достигать компромиссов.

Физическое развитие и координация

Детские площадки с использованием природных материалов помогают развивать физические навыки, улучшать координацию движений и баланс, исследовать мир вокруг через активное взаимодействие с природой, развивают мелкую моторику, координацию движений и физическую силу. Игры с природными материалами требуют точных движений рук и пальцев. Дети используют свои навыки скоординированности действий для лепки, формирования и создания различных конструкций.

Экологическое образование

Натуральные элементы способствуют изучению экологии. Дети наблюдают за живыми существами, растениями, изменениями в окружающей среде и таким образом повышают уровень осознанности по отношению к природе.

Реализация и эксплуатация

В качестве примера реализации концепции игровой площадки с песком, деревом и другими природными материалами можно привести игровой комплекс «Остров» в ЖК «Люблинский парк» в Москве, созданный компанией «Игратекс». Здесь игровые зоны природного игрового пространства сочетают в себе большую песочницу, водные элементы и природные материалы, создавая возможности для разностороннего развития детей.

Что же касается обслуживания таких игровых площадок, то, как пишут Lisa Davis, Adam White Jane Knight в своём исследовании «Nature play: Maintenance guide» , хорошие игровые пространства должны быть разработаны с учётом устойчивости  к воздействию окружающей среды, при этом они не обязательно должны быть аккуратными. Кусты, длинная трава, опавшие листья и ветки могут предоставить дополнительные возможности для игры.

Резюмируя скажем, что игровые площадки с природными материалами предоставляют детям не только разнообразные возможности для развлечения, но и ценный опыт для развития сенсорики, творчества, социальных навыков и практического обучения.

Возможно вам будет интересно

Комментировать

* Заполняя эту форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных.

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370