Движение за водно-зелёные каркасы российских городов

Автор: Елена Шувалова

Редактор журнала «Экоурбанист» поговорил с Еленой Шуваловой, экспертом рабочей группы по совершенствованию правового регулирования формирования и развития водно-зелёных городских каркасов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о деятельности рабочей группы, успехах городов России в работе с водно-зелёными каркасами, а также о том, как инициировать работу над водно-зелёным каркасом в своём городе.

Для меня это движение началось с международной конференции в Краснодаре в 2014 году, куда приехало представительское сообщество из Франции, где тема городского водно-зелёного каркаса проработана не на уровне декларации, а на уровне ежедневных практик, внедрена и совершенствуется с каждым годом всё больше и больше. Они рассказывали о совершенно иных подходах к озеленению.

От здоровья к биоразнообразию

В отличие от моего тогдашнего взгляда на эту тему в аспекте улучшения здоровья людей, взгляд французов был глубже, устремлён на увеличение биоразнообразия. Биоразнообразие − это одна из основных задач построения водно-зелёного каркаса. Инструменты, которые мы используем для его создания, ведут к увеличению биоразнообразия, и французы смотрят на проблему уменьшения биоразнообразия и наблюдают, какие инструменты могут привести к его увеличению.

Начало движения

Наше движение фактически началось с попыток остановить уничтожение зелёных насаждений в городе. Отличие от других общественных движений заключалось в том, что мы ставили задачу создать платформу для взаимодействия власти, бизнеса, экспертов и горожан. Некоторых субъектов просто не было физически. Было непонятно, как разговаривать с девелоперами, так как они не были объединены в субъект, с которым можно вести переговоры. Тогда мы начали изучать эту тему активно, я начала проводить форум «Живой каркас города» в Краснодаре на базе Кубанского государственного университета.

Оказалось, что очень многие теоретические аспекты были взяты европейскими странами как раз из великолепной советской научной практики системного подхода к озеленению советских городов. Мы нашли останки этой правильной системы озеленения, которая формирует микроклимат, воздушные потоки. По моему приглашению в Краснодар приезжали Александр Рифатович Водяник, Элина Эдуардовна Красильникова. Благодарю всех, кто поддержал эту тему. Мы стали продвигать её на уровне города, губернатора и других органов власти.

Задачи рабочей группы

Элина Эдуардовна Красильникова возглавила рабочую группу по совершенствованию правового регулирования формирования и развития водно-зелёных городских каркасов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Всего 20 человек в этой группе. Практически каждый из участников группы взял на себя определённые направления, например, вода в водно-зелёном каркасе. Я занимаюсь вопросами партисипации, соучастия и вовлечения новых городов в тему водно-зелёного каркаса. Есть тема зелёного каркаса в объектах культурного наследия. Есть отдельное направление − разработка методических рекомендаций. Есть группа людей, которая работает с законодательными нормами, правилами.

  • Наша задача дать на русском языке не дословно переведённое определение водно-зелёного каркаса, не заимствовать его, а создать своё.
  • Наша задача разработать глоссарий. Единый понятийный аппарат, в котором бы все могли правильно пользоваться и понимать друг друга.
  • Наша задача разработать методические рекомендации. Как запускать эти процессы в городах? Как проектировать зелёные каркасы? Как проводить исследования? Как это всё развивать? Как заниматься соучаствующим проектированием? Как работать с объектами культурного наследия?

Краснодар

Мы начали осуществлять зелёные партизанские акции: защищали высадки зелёных насаждений, периметры рекреационных объектов в виде озёр, рек. Мы старались создать сеть местных сообществ, в которую вошло около 20 сообществ по разным районам города. Главной ценностью для нас было сохранение экосистем и создание зелёных пространств, как фрагмента водно-зелёного каркаса. Мы активно осваивали практики выращивания деревьев из семян, ходили на субботники. Мы везде высаживали эти деревья, организовали общественную карту, контролировали, чтобы их не вырубали. Был запущен большой проект по созданию школьных парков. У нас 10 парков − пилотных проектов, где вместе с детьми мы выращивали деревья, разрабатывали с ландшафтными архитекторами, дендрологами проекты парков, зонирования. На мой взгляд, водно-зелёный каркас может состояться в городе тогда, когда ценность создания этого каркаса разделяют все городские субъекты.

Наша команда разрабатывала раздел стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2013 года по части экологии. Мы смогли туда внести флагманские проекты и разработку проекта водно-зелёного каркаса (пилотный проект линейного парка «Карасуны» и набережная реки Кубань на 35 км). Эти проекты легли в стратегию, как в документ стратегического планирования. Далее схема озеленения была внесена в обсуждаемую часть генерального плана, идея водно-зелёного каркаса закреплена в ПЗЗ.

Казань

В Казани было сильное экологическое сообщество, которое защищало природу: прыгало в овраги, говорило, что нельзя вырубать деревья. В то же время там сильная поддержка от президента республики. Тогда работали Наталья Фишман, Дарья Толовенкова из Института развития республики Татарстан. Они начали с того, что стали заниматься проницаемостью, изучать биоразнообразие, смотреть за краснокнижными растениями и думать о том, как не нарушить экосистему. Качественно взялись за работу с локальными пространствами. Потом перешли к их объединению.

Кроме того, у них первый, наверное, в нашей стране опыт внедрения фитоочистки на озере Кабан. Это было очень грязное озеро, вся таблица Менделеева в нём. Теперь вокруг него совершенно прекрасное пространство: для одного берега характерно современное прочтение, другой берег оставили естественным. Казань – достойный пример.

Новосибирск

Анна Терешкова, вице-мэр Новосибирска пригласила очень сильных людей. У неё работает с темой водно-зелёного каркаса 17 человек. Они сделали первый подтопляемый парк в России. Они активно реализуют тему дисперсных парков: когда нет больших объёмов. Я думаю, что для водно-зелёного каркаса может быть зелёное пространство не менее 6 га. В таком случае оно может влиять на микроклимат. В условиях плотной застройки, как Новосибирске, Краснодаре, есть возможность объединения пешеходными либо транспортными коридорами небольших зелёных пространств, создания дисперсных парков, которые тоже могут влиять на необходимые параметры: температуру, влажность, радиацию, проветриваемость, снижение шумовой нагрузки, очищение воздуха. Логика водно-зелёного каркаса в Новосибирске закреплена в правилах благоустройства.

Образование и хайп

Нужно не только готовить молодых специалистов, важно переобучать ещё и чиновников, ландшафтных архитекторов. Эта тема открыта. Сейчас Севастопольский университет подготовил дополнительное образование. Насколько я знаю, в Екатеринбурге сегодня тоже думают на эту тему, в Сочи об этом говорят. У нас есть мысль о создании института водно-зелёного каркаса Российской Федерации. Чтобы этот институт стал федеральной институцией, где можно было бы это всё объединить и хорошо обучать. Я знаю, что в РАНХиГС что-то пытаются придумать. МАРШ сейчас пытается что-то делать в связи с водно-зелёными каркасами. Тема водно-зелёного каркаса стала модной. Мы опасаемся, что на хайпе смысл этой темы будет размыт и останутся одни верхушки.

Чек-лист для вашего города

Как городу включиться в тему водно-зелёного каркаса?

  1.  Первоначально в городе должна появиться группа хотя бы из трёх человек, для которых эта тема откликается. Они понимают сам предмет и для чего это нужно. Этой группе нужно хотя бы послушать лекции по водно-зелёному каркасу, которые на YouTube сейчас висят. В целом понять, что такое водно-зелёный каркас и как они могут участвовать в этом процессе.
  2. После этого я бы порекомендовала обратиться к городу. Собрать круглый стол, пресс-конференцию с приглашением всех СМИ, экспертов. Их нужно найти. Возможно, это столпы науки, которые когда-то эту тему двигали, возможно, те люди, которые стояли у истоков озеленения города, потому что, когда строились советские города, там было очень много обязательств по озеленению.
  3. Важно найти место, где вы бы могли обсудить тему того, какие проблемы есть, и какие проблемы можно решить при помощи водно-зелёного каркаса: подтопление/отопление, снижение шума, снижение светового загрязнения шума и прочих вещей. Поднять данные по заболеваниям по состоянию воздуха, по состоянию почв.
  4. Можно перед этой пресс-конференцией завести Телеграм-канал, где можно начинать выкладывать образовательные вещи, примеры других городов, образовательные лекции и так далее.
  5. Пригласить на конференцию людей, которые должны в администрации заниматься этим вопросом. Обращать внимание на предстоящие события. Я бы предложила собрать делегацию, и потом этой группе найти проводников в администрации, переговорить с департаментом озеленения или экологии. Может быть, курирующим вице-мэром. Чтобы эту тему двигать, она должна в вас жить.
  6. А потом бы я начала проводить «партизанские акции»: субботники, очистка ручья, технология по созданию школьных парков (я могу передать технологию), где-то в детском саду что-то вырастили. И мысль о водно-зелёном каркасе должна у вас везде звучать.
  7. СМИ обычно хорошо поддерживают эту тему, потому что она благодатная и совершенно безопасная.
  8. Заняться созданием рабочей группы: предложить создание рабочей группы при муниципалитете, куда должны войти представители науки, власти, общественности, девелоперы, которые реально имеют ресурсы, которые могли бы менять своё отношение к проектированию и участвовать в этом.
  9. Дальше создаёте общественный совет при администрации, который двигает эту тему, потом создается рабочая группа. Затем вы начинаете делать аудит, например, тех пространств, которые по программе формирования комфортной городской среды сделаны. Возможно делаете там работу над ошибками. Возможно заходите в какие-то другие проекты, которые связаны с созданием эко-практик: домики для насекомых, домики для птиц.
  10. Выбираете объект под народный парк, например, в Краснодаре есть народные парки, где мы сами берём территорию и полностью высаживаем. То есть выясняется, чья это земля. Принадлежит она ТОСу, например, либо муниципальная земля. Это хороший повод познакомиться с собственником и информационный повод для того, чтобы обратить внимание на проблему.
  11. Смотреть документы. Вносить изменения в их устройство − в стратегию социально-экономического развития, генплан, ПЗЗ, правила благоустройства. Может быть, стоит сделать мастер-план, разрабатывать проект водно-зелёного каркаса, и для начала пытаться объединить пространства через зелёные коридоры, через озелененные пешеходные маршруты, через озеленение транспортных магистралей.

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370