Автор: Ольга Максимова
Ранее мы рассказали, как представлены экосистемные услуги в действующих градостроительных документах. Были исследованы СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Градкодекс РФ, Стратегия пространственного развития страны на период до 2025 года, «Методика формирования индекса качества городской среды», а также «Стандарт комплексного развития территорий». Теперь поговорим о том, как соотносятся эти материалы с международными классификациями экосистемных услуг и как можно трансформировать законодательство для эффективного учёта экономической пользы от городской природы в градостроительных проектах.
В своей аналитической работе мы будем использовать классификацию экосистемных услуг TEEB1, подразумевающую деление экосистемных услуг на четыре группы: ресурсную, регулирующую, культурную и поддерживающую. Последняя существенно недооценивается при городском планировании. В частности, в российских градостроительных документах поддерживающая функция экосистемных услуг представлена в основном особо охраняемыми природными территориями и питомниками, что практически выключает из системы подсчётов те природные зоны, которые в городской среде не имеют охранного статуса, но играют чрезвычайно важную функциональную роль.
Поддерживающие городские экосистемные услуги
Категории поддерживающих услуг | Экосистемная услуга | Поставщик |
Местообитания видов | Природоохранное, средообразующее значение | ООПТ |
Поддержание генетического разнообразия | Природоохранное, средообразующее значение | Почвозащитные посадки |
Защита водных объектов | Водоохранная зона, прибрежная защитная полоса | |
Обеспечение посадочным материалом группы городских поселений | Питомники растений и цветочно-оранжерейные хозяйства | |
Услуги, не входящие в классификацию ТЕЕВ | Восполнение запасов грунтовых вод | Дождевые сады |
Одновременно с этим ресурсные экосистемные услуги, согласно рассмотренным документам, не востребованы в городе вовсе – в документах не найдено ни одного упоминания. Возможно, к ресурсной группе следует отнести территориальные ресурсы, по аналогии с тем, как отнесены в классификации CICES2 к ресурсной абиотической категории энергия солнца и ветра.
Отметим, что такие категории классификации ТЕЕВ, как регуляция численности растений, опыление растений, очистка сточных вод, туризм, духовный опыт от пребывания человека на природе и создание ею чувства места, также не упоминаются в рассмотренных документах.
Сколько городу требуется экосистемных услуг?
Ответа на этот вопрос мы не находим ни в одном изученном документе. Мы видим информацию только о рекомендованной площади озеленённых территорий. В каком объёме будут оказываться экосистемные услуги, указано только для услуг зелёных насаждений и только в методическом документе от бюро «Стрелка» (ссылка). Однако этот документ не учитывает того, что охлаждающий эффект от растений зависит как от размера парка, так и от сезонности.
Также в «Стандарте комплексного развития территорий» говорится, что «регулирование площади озеленённых территорий направлено на формирование комфортных условий для отдыха и досуга жителей на открытом воздухе» (Стандарт…, т. 1, стр. 145). Из описания видно, что несмотря на перечисление таких экосистемных услуг, как выделение кислорода и поглощение пыли, этот эффект рассматривается не как общий для всей территории города, а только как эффект для посетителей зелёных зон (не указано, например, что он распространяется на горожан, находящихся в домах рядом с парком).
Поговорим об очевидных пробелах рассмотренных документов
Порой не всегда ясно, что является причиной, а что – следствием. Например, в «Методике формирования индекса качества городской среды» биоразнообразие названо показателем хорошей экологической обстановки, но какая от него польза, для чего его нужно достигать и поддерживать на определенном уровне – не говорится. Биодренажные канавы и дождевые сады рассматриваются исключительно как инженерные сооружения для снижения нагрузки на ливневую канализацию и рисков затопления, дренажа, отведения дождевых стоков, инфильтрации и испарения воды. Функция очистки ими воды не учтена.
По мнению авторов документов, почва предоставляет только одну услугу – инфильтрацию воды. А все биотические экосистемные услуги связаны исключительно с растениями, как будто другие живые существа на среду никак не влияют. Не учитываются птицы, насекомые и т.д.
Проведенная аналитика показала, что в ключевых градостроительных документах недостаточно отражено как само понятие, так и механика применения экосистемных услуг в профессиональной деятельности специалистов, работающих с развитием территорий. Это значит, что при выборе из разных градостроительных возможностей для планировщиков не будет дополнительной аргументации в пользу природной составляющей. В связи с этим, актуальной задачей для российских специалистов по экосистемным услугам представляется донесение до городских планировщиков смысла каждой из городских экосистемных услуг, их экономического вклада и механизма действия.
Как можно доработать нормативные документы?
Во-первых, для эффективного включения экосистемных услуг в градостроительную деятельность необходим ГОСТ, нормирующий их определение и базовую классификацию. Во-вторых, требуется прописать, какую именно пользу приносит та или иная экосистемная услуга. В-третьих, по возможности нужно рассчитать стоимость каждой услуги с учётом специфики регионов страны – какую выгоду получит муниципалитет, используя экосистемные услуги в рублях. Проще всего это прописать для регулирующих услуг, особенно для зелёных насаждений – эту цифру можно включить в величину компенсационной стоимости. Важно, чтобы расчёт экосистемных услуг прописывался также в локальных документах: в стратегиях социально-экономического развития города, в обосновании генпланов, в правилах благоустройства. Тогда на локальном уровне, где в основном и принимаются решения о том, быть этой заросли кустарника или не быть, будет возможность аргументированно принять решение, с учётом вреда и пользы, которые принесут демонтаж или обустройство того или иного фрагмента природы в городе.
С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь https://www.researchgate.net/publication/351474378_Ecosystem_Services_in_Russian_Urban_Legislation
- Haines-Young, R. and M.B. Potschin (2017): Common International Classification of Ecosystem Services (CICES) V5.1 and Guidance on the Application of the Revised Structure.
- TEEB Manual for Cities: Ecosystem Services in Urban Management. 2011, 48 р.