Водно-ландшафтный парк в Ачинске

22.01.2024
Определение стратегий развития городского пространства – так можно было бы назвать формат концептуального проекта, о котором мы расскажем в этой статье. Ведь поставленная задача разработать концепцию набережной реки Чулым (г. Ачинск, Красноярский край), рассматриваемая только локально, а не в сложившейся системе города, не привела бы к результату, на который рассчитывала администрация и горожане, многие десятилетия мечтавшие о набережной.

Авторы: Алексей Мякота, Лидия Грибакина

Ачинск – один из старейших городов Красноярского края. Его население сегодня составляет 102 тысячи человек. В появлении города и формировании его генплана и застройки ключевую роль исторически играл природный ландшафт, включающий реку Чулым (приток Оби) и её притоки − малые реки Ачинку и Тептятку. К концу XVIII века в Ачинске сложилась основная планировочная структура, ограниченная руслами рек, повторяюшая природные формы холмистой местности и участков.

За прошедшие столетия генплан города приобрёл довольно сложную композицию. В ряде мест здесь наблюдается бессистемное расположение различных по назначению территорий, застраиваемых «по принципам слобод», которые формировались в системе ограничений, продиктованных ландшафтно-природной спецификой участков. Планировочные сетки этих мест возникали в разные временные этапы и имели не только разные линейные масштабы, но и стыковались под разными углами.

В урбанизированном ландшафте не выражены или утеряны архитектурные и функциональные доминанты, исторические знаки и символы, поэтому сложно ориентироваться в городской ткани.

Ландшафт города

Природный ландшафт города − это композиционно выраженный «амфитеатр» с тремя террасами-ярусами, где река и необозримые дали − это «сцена», а пойменная часть реки, нижняя терраса − это «партер», находящийся в непосредственном контакте с водным ландшафтом. Удаляясь от реки, рельеф поднимается на среднюю террасу городской застройки, а далее на верхний уровень, откуда открываются видовые и панорамные точки обзора города, одна из которых обустроена по программе ФКГС как видовая терраса − это парк «Березовая роща». На сегодня это единственное место, дающее общий обзор города.

Экологическая ситуация

Одна из важнейших особенностей и проблем Ачинска – экология. В городе находится несколько крупных промышленных предприятий: глинозёмный комбинат, цементный и нефтеперерабатывающие заводы, оказывающие существенное влияние на общий фон загрязнений. В ближайшие планы развития производства глинозёмного комбината входит трансформация технологического процесса, существенно изменяющая его экологичность. Красноярский институт «Гражданпроект» в 2023 году начал работу над новым генпланом города. Параллельно, в диалоге с коллегами, мы в своей концепции рассматриваем рекреационный каркас, как один из инструментов создания качественной, экологичной городской среды. Проектирование совокупных градообразующих решений, как и всё перечисленное выше, позволяет говорить о возможности постепенного улучшения экологической ситуации в Ачинске.

Пойма реки Чулым

Отправная точка проекта – осознание огромного потенциала уникальной природной территории широкой поймы реки Чулым, примыкающей к городской застройке (её ширина достигает 0,8 км, а длина − 3,5 км). Она находится в непосредственной близости с городскими центрами (5-20 мин.) и позволяет сформировать новое рекреационно-общественное пространство для отдыха. Пойменная часть реки обладает собственной «памятью», эта территория когда-то была активно пронизана ответвлениями русла Чулыма, которые в последствие превратились в протоки, старицы, и на этих местах появились уникальные водно-болотные ландшафты. В пойме одновременно присутствует ещё несколько типов ландшафтов – обрывистый берег Чулыма, лесопарковые территории, поляны и луга. В этом месте в Чулым впадают три его притока – Ачинка, Тептятка и Мазулька. Водно-болотные угодья − места обитания многих водоплавающих и околоводных птиц, среди зверей на болотах обитают водяные полёвки, ондатры и бобры.

Удивительно, но эта территория исторически оказалась «оторвана» от ткани города и мало доступна для посещения. Более того, город фактически «повернулся к реке, береговой территории спиной», во многих местах вынося в сторону обрыва к пойме Чулыма гаражи, промышленные и хозяйственные постройки. Это противоречие уникального природного потенциала территории и её «недоступности» для жителей города привело нас к теме поиска коммуникаций, как физических, так и коммуникаций визуального контакта, и к стремлению создать ощущение присутствия парка рядом (для каждого жителя Ачинска).

Ключевые общественно-рекреационные связи

Улицы, расположенные перпендикулярно реке на всём протяжении соседства города и пойменной территории, как правило, являются тупиковыми, застроенными частным сектором и многоквартирными жилыми домами, но нам удалось в нескольких местах определить те из них, которые обладают потенциалом коммуникационных осей будущего рекреационного каркаса. Одна из них − улица Зверева с широкой полосой озеленения, позволяющей превратить её в линейное общественное пространство, выходящее на набережную из «нового центра» города. Другая ключевая ось каркаса, идущая параллельно направлению реки, − улица Свердлова, обладающая достаточной шириной, дающей возможность объединить в себе все перпендикулярные связи, что позволит в дальнейшем сформировать в рекреационном каркасе оптимальную и удобную велопешеходную логистику и создать на основе обустройства этих улиц определённое кольцо, объединяющее нижнюю ландшафтную и среднюю застроенную террасы.

«Городские балконы»

В своём концептуальном видении мы предлагаем, чтобы территории города через поперечные улицы получили перспективные раскрытия на природный ландшафт в сторону реки Чулым. Городское пространство, «скатываясь» по проходам − улицам «города-амфитеатра» при переходе на нижнюю террасу, должно как бы приостанавливаться за счёт создаваемых общественных площадок – «городских балконов», переформатируя менталитет города на диалог с набережной и рекой Чулым. На возвышенной городской террасе все виды застройки в дальнейшем как регламент должны формировать в определённых местах открытые площадки с визуальной доступностью в сторону низменной пойменной части реки, с раскрытием дальних безграничных панорам.

Спуски на прибрежную территорию

Для того чтобы продолжить спуск с городской террасы в долину реки, необходимо преодолеть вертикальный перепад высотой от 8 до 16 м на разных участках. Один из двух существующих автомобильных спусков − дорога городского значения, ведущая на понтонный мост на правый берег (место, где согласно новому генплану должен появиться капитальный мост) и далее на объездную трассу и в сторону городских дачных поселков. Второй, планируемый как главный въезд на территорию парка, − является тем самым продолжением одной из главных городских перпендикулярных осей – улицы Зверева. Поиск принципиальных конструктивных решений для остальных проколов, обеспечивающих велопешеходные связи для разных социальных, возрастных и маломобильных групп населения, приводит к решению использовать металлические пандусы-спуски с промежуточными площадками. Такие универсальные объекты конструктивно устойчивы, максимально просты и экономичны для реализации.

Парк – основа рекреационного каркаса

В нашей концепции прибрежный парк становится основой рекреационного каркаса. Являясь частью городской ткани, он представляет собой удобные территории для наблюдения за природными процессами и явлениями, содействуя экологическому просвещению.

Главный принцип проектирования парка − приоритет рекреационно-природной основы территории, сохранение естественных ландшафтов, развитие биоразнообразия и создание на природной территории органично интегрированных, оптимальных по площади «урбанизированных центров» − территорий, насыщенных инфраструктурой услуг для посетителей. Один из них − в районе входа в парк с улицы Зверева, второй − рядом с существующей понтонной переправой.

Чтобы вдохнуть жизнь в живописные водно-болотные объекты, необходимо соединить между собой старичные озерца и протоки, расширить и углубить их, связать с устьями малых рек, восстановить биологический баланс водоёмов за счёт высадки в них болотных растений и создания зон регенерации, организовать в этих зонах безопасные для людей и ландшафта прогулочные дорожки на винтовых сваях, укромные площадки над водой для отдыха и созерцания.

Формирование дорожно-тропиночной сети происходит на основе создания большого вело-пешеходного кольцевого маршрута по парку, соединённого с коммуникациями городского рекреационного каркаса. На лесных и луговых территориях, чтобы исключить хаотичные движения посетителей и вытаптывание ландшафтов, мы делаем экотропы, образуя на пересечении некоторых узлы-площадки, которые обустраиваются элементами отдыха (скамьи, ротонды, террасы, спортивные тренажеры и детские площадки).

Учитывая, что территория парка воспринимается сверху с уровня средней террасы, мы рассматриваем композиционное построение кровель инфраструктурных объектов как «пятый городской фасад», единый в своих композиционных решениях и используемых материалах.

Структура рекреационного каркаса города Ачинска

Создание городского рекреационного каркаса мы рассматриваем как градообразующий, интегрирующий в себя природный каркас и общественные пространства.  Такой каркас проектируется с учётом неразрывных велопешеходных связей, МГН-коммуникаций и соответствующих сервисов и услуг.

Образованное пространство сделает город доступным, связанным, где рекреационный каркас транслирует идеологию современного, экологического, устойчиво развивающегося, с полноценной насыщенной событийной программой города. Грамотное и системное включение в рекреационный каркас ландшафта и его водных объектов повлияет на улучшение экологических, эстетических, инженерно-коммунальных и природно-климатических свойств город.

Данная концепция становится основой генплана и его рекреационного раздела в параллельно идущей работе над генпланом Ачинска.

Зонирование парка

  • ВХОДНАЯ ЗОНА. Одним из знаковых объектов, формирующих новый городской фасад, может стать входная зона в парк с восточной стороны, эта территория представляет историческую основу города, место, где возник острог. Данная площадка является окончанием исторической улицы Воеводы Тухачевского, на которой возникает арт-объект, выполняющий функцию видовой террасы, ассоциирующейся в своих образных представлениях с подзорной трубой, определённым порталом, олицетворяющим и восстанавливающим связь горожан с рекой и её пойменной частью, обращая внимание жителей на звуки природы, приобщая их взгляд к масштабу дали. Интерактивный объект, включающий световой дизайн, проектируется с учётом компромисса светового шума по принципу мерцающего «портала».
  • ЗОНА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ. Наиболее ярким представителем застройки исторического центра является здание городского драматического театра (памятник архитектуры, «Общественное собрание», 1916 г., архитектор В.А. Соколовский), которое становится как исторически, так и композиционно одним из содержательно-знаковых объектов нового городского фасада. Сейчас театр ограничен в реализации своих задач и требует реконструкции технологических процессов. Преодолевая охранные регламенты, мы предлагаем воспользоваться перепадом высот, создав цокольный этаж и разместив в нём вестибюль-фойе с художественной галереей, зал экспериментального театра и технологические помещения. Таким образом, новый театр сможет быть культурным центром города, полноценным театром с развитым фойе, открывающим панораму реки через обширный витраж. На эксплуатируемой кровле цокольного этажа появится площадь искусств перед театром со стороны набережной. Кафе-ресторан в двух уровнях на этой площади является частью комплекса и его культурно-событийным и экономическим драйвером. От площади искусств можно будет спуститься по пандусу, пройти над пойменной частью реки Тептятки и выйти к трём ротондам, и далее на берег Чулыма.
  • ЗОНА НАБЕРЕЖНОЙ ПРЕДМОСТНОЙ ПЛОЩАДИ. Строительство в будущем моста через реку Чулым может создать полноценную автомобильную связь двух берегов. Учитывая специфику местных грунтов и скоростных потоков реки, гидрологический проект для моста будет включать усиление береговой линии, что позволит заранее в будущем составить техническое задание на проектирование моста, включив в него конструктивные решения, организующие небольшую капитальную набережную − предмостную площадь со своей инфраструктурой услуг.
  • КОММУНАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЗОНЫ. В проекте выделена коммунальная и существующая жилая зона, дополненная гостинично-кемпинговыми инфраструктурными объектами. Сохраняя транспортную доступность этого участка, мы видим возможность создать в этой зоне хозяйственный блок дирекции парка с автогаражом. Патриотическая зона включает в себя обустроенную площадку с тренажерами и полосой препятствий, площадку для выгула и дрессировки собак, службу спасателей. На берегу проектируется причал для стоянки лодок и катеров.
  • ЗОНА НАБЕРЕЖНОЙ. Зона прибрежной полосы включает пляжную часть и променадный берег. Этот участок реки Чулым находится в наибольшей близости к городской застройке и становится самым доступным для горожан. Создание в этом месте променадного участка позволит городу иметь представительскую набережную, включающую знаковый объект и открытую смотровую площадку. Откос набережной здесь вымывается течением реки, поэтому требуется укрепление натуральным камнем, сохраняющим природную основу берега. Территорию исторически сложившегося «солдатского» пляжа мы рассматриваем как природный солярий у воды, предусматривающий конструктивно-технологическое решение по созданию песчаных террас, обеспечивающих сохранность применяемого промытого крупнозернистого песка.
  • ЗОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПАРКА. Это наиболее урбанизированная территория парка, которая является его центральной частью и предполагается как первый этап реализации. Комплекс центральной части рассматривается как архитектурный ансамбль, планировочная структура которого тщательно продумана как система комфортного логистического функционирования. Здесь можно получить основные сервисные услуги, чтобы взаимодействовать и отдыхать в рекреации. В этой зоне расположен визит-центр с кафе, эстрада с навесом, выставочной галереей и амфитеатром, павильон проката, спортивные и тренажерные площадки. Здесь реализуются разные виды отдыха: от активного, спортивного до прогулочного, созерцательно-релаксного. В прокате здания визит-центра у протоки можно взять для катания катамаран, лодку, сапсерф. Кафе, уличный бар-солярий с лежаками и песчаной отсыпанной для загара зоной, включающей площадку для пляжного волейбола, организуют комфортную территорию для летнего отдыха. Зимой замерзшая сеть проток становится ледовой конькобежной дорожкой, а на поляне около спортивных площадок организуется большой каток с ёлкой.

Алексей Мякота
Архитектор, Директор архитектурной студии ООО «АДМ» - «Архитектура Дизайн Моделирование», г.Красноярск. Член правления красноярского отделения Союза архитекторов России КМООО «САР»

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ Череповец администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность