Водно-ландшафтный парк в Ачинске

Автор: Алексей Мякота

Авторы: Алексей Мякота, Лидия Грибакина

Определение стратегий развития городского пространства – так можно было бы назвать формат концептуального проекта, о котором мы расскажем в этой статье. Ведь поставленная задача разработать концепцию набережной реки Чулым (г. Ачинск, Красноярский край), рассматриваемая только локально, а не в сложившейся системе города, не привела бы к результату, на который рассчитывала администрация и горожане, многие десятилетия мечтавшие о набережной.

Ачинск – один из старейших городов Красноярского края. Его население сегодня составляет 102 тысячи человек. В появлении города и формировании его генплана и застройки ключевую роль исторически играл природный ландшафт, включающий реку Чулым (приток Оби) и её притоки − малые реки Ачинку и Тептятку. К концу XVIII века в Ачинске сложилась основная планировочная структура, ограниченная руслами рек, повторяюшая природные формы холмистой местности и участков.

За прошедшие столетия генплан города приобрёл довольно сложную композицию. В ряде мест здесь наблюдается бессистемное расположение различных по назначению территорий, застраиваемых «по принципам слобод», которые формировались в системе ограничений, продиктованных ландшафтно-природной спецификой участков. Планировочные сетки этих мест возникали в разные временные этапы и имели не только разные линейные масштабы, но и стыковались под разными углами.

В урбанизированном ландшафте не выражены или утеряны архитектурные и функциональные доминанты, исторические знаки и символы, поэтому сложно ориентироваться в городской ткани.

Ландшафт города

Природный ландшафт города − это композиционно выраженный «амфитеатр» с тремя террасами-ярусами, где река и необозримые дали − это «сцена», а пойменная часть реки, нижняя терраса − это «партер», находящийся в непосредственном контакте с водным ландшафтом. Удаляясь от реки, рельеф поднимается на среднюю террасу городской застройки, а далее на верхний уровень, откуда открываются видовые и панорамные точки обзора города, одна из которых обустроена по программе ФКГС как видовая терраса − это парк «Березовая роща». На сегодня это единственное место, дающее общий обзор города.

Экологическая ситуация

Одна из важнейших особенностей и проблем Ачинска – экология. В городе находится несколько крупных промышленных предприятий: глинозёмный комбинат, цементный и нефтеперерабатывающие заводы, оказывающие существенное влияние на общий фон загрязнений. В ближайшие планы развития производства глинозёмного комбината входит трансформация технологического процесса, существенно изменяющая его экологичность. Красноярский институт «Гражданпроект» в 2023 году начал работу над новым генпланом города. Параллельно, в диалоге с коллегами, мы в своей концепции рассматриваем рекреационный каркас, как один из инструментов создания качественной, экологичной городской среды. Проектирование совокупных градообразующих решений, как и всё перечисленное выше, позволяет говорить о возможности постепенного улучшения экологической ситуации в Ачинске.

Пойма реки Чулым

Отправная точка проекта – осознание огромного потенциала уникальной природной территории широкой поймы реки Чулым, примыкающей к городской застройке (её ширина достигает 0,8 км, а длина − 3,5 км). Она находится в непосредственной близости с городскими центрами (5-20 мин.) и позволяет сформировать новое рекреационно-общественное пространство для отдыха. Пойменная часть реки обладает собственной «памятью», эта территория когда-то была активно пронизана ответвлениями русла Чулыма, которые в последствие превратились в протоки, старицы, и на этих местах появились уникальные водно-болотные ландшафты. В пойме одновременно присутствует ещё несколько типов ландшафтов – обрывистый берег Чулыма, лесопарковые территории, поляны и луга. В этом месте в Чулым впадают три его притока – Ачинка, Тептятка и Мазулька. Водно-болотные угодья − места обитания многих водоплавающих и околоводных птиц, среди зверей на болотах обитают водяные полёвки, ондатры и бобры.

Удивительно, но эта территория исторически оказалась «оторвана» от ткани города и мало доступна для посещения. Более того, город фактически «повернулся к реке, береговой территории спиной», во многих местах вынося в сторону обрыва к пойме Чулыма гаражи, промышленные и хозяйственные постройки. Это противоречие уникального природного потенциала территории и её «недоступности» для жителей города привело нас к теме поиска коммуникаций, как физических, так и коммуникаций визуального контакта, и к стремлению создать ощущение присутствия парка рядом (для каждого жителя Ачинска).

Ключевые общественно-рекреационные связи

Улицы, расположенные перпендикулярно реке на всём протяжении соседства города и пойменной территории, как правило, являются тупиковыми, застроенными частным сектором и многоквартирными жилыми домами, но нам удалось в нескольких местах определить те из них, которые обладают потенциалом коммуникационных осей будущего рекреационного каркаса. Одна из них − улица Зверева с широкой полосой озеленения, позволяющей превратить её в линейное общественное пространство, выходящее на набережную из «нового центра» города. Другая ключевая ось каркаса, идущая параллельно направлению реки, − улица Свердлова, обладающая достаточной шириной, дающей возможность объединить в себе все перпендикулярные связи, что позволит в дальнейшем сформировать в рекреационном каркасе оптимальную и удобную велопешеходную логистику и создать на основе обустройства этих улиц определённое кольцо, объединяющее нижнюю ландшафтную и среднюю застроенную террасы.

«Городские балконы»

В своём концептуальном видении мы предлагаем, чтобы территории города через поперечные улицы получили перспективные раскрытия на природный ландшафт в сторону реки Чулым. Городское пространство, «скатываясь» по проходам − улицам «города-амфитеатра» при переходе на нижнюю террасу, должно как бы приостанавливаться за счёт создаваемых общественных площадок – «городских балконов», переформатируя менталитет города на диалог с набережной и рекой Чулым. На возвышенной городской террасе все виды застройки в дальнейшем как регламент должны формировать в определённых местах открытые площадки с визуальной доступностью в сторону низменной пойменной части реки, с раскрытием дальних безграничных панорам.

Спуски на прибрежную территорию

Для того чтобы продолжить спуск с городской террасы в долину реки, необходимо преодолеть вертикальный перепад высотой от 8 до 16 м на разных участках. Один из двух существующих автомобильных спусков − дорога городского значения, ведущая на понтонный мост на правый берег (место, где согласно новому генплану должен появиться капитальный мост) и далее на объездную трассу и в сторону городских дачных поселков. Второй, планируемый как главный въезд на территорию парка, − является тем самым продолжением одной из главных городских перпендикулярных осей – улицы Зверева. Поиск принципиальных конструктивных решений для остальных проколов, обеспечивающих велопешеходные связи для разных социальных, возрастных и маломобильных групп населения, приводит к решению использовать металлические пандусы-спуски с промежуточными площадками. Такие универсальные объекты конструктивно устойчивы, максимально просты и экономичны для реализации.

Парк – основа рекреационного каркаса

В нашей концепции прибрежный парк становится основой рекреационного каркаса. Являясь частью городской ткани, он представляет собой удобные территории для наблюдения за природными процессами и явлениями, содействуя экологическому просвещению.

Главный принцип проектирования парка − приоритет рекреационно-природной основы территории, сохранение естественных ландшафтов, развитие биоразнообразия и создание на природной территории органично интегрированных, оптимальных по площади «урбанизированных центров» − территорий, насыщенных инфраструктурой услуг для посетителей. Один из них − в районе входа в парк с улицы Зверева, второй − рядом с существующей понтонной переправой.

Чтобы вдохнуть жизнь в живописные водно-болотные объекты, необходимо соединить между собой старичные озерца и протоки, расширить и углубить их, связать с устьями малых рек, восстановить биологический баланс водоёмов за счёт высадки в них болотных растений и создания зон регенерации, организовать в этих зонах безопасные для людей и ландшафта прогулочные дорожки на винтовых сваях, укромные площадки над водой для отдыха и созерцания.

Формирование дорожно-тропиночной сети происходит на основе создания большого вело-пешеходного кольцевого маршрута по парку, соединённого с коммуникациями городского рекреационного каркаса. На лесных и луговых территориях, чтобы исключить хаотичные движения посетителей и вытаптывание ландшафтов, мы делаем экотропы, образуя на пересечении некоторых узлы-площадки, которые обустраиваются элементами отдыха (скамьи, ротонды, террасы, спортивные тренажеры и детские площадки).

Учитывая, что территория парка воспринимается сверху с уровня средней террасы, мы рассматриваем композиционное построение кровель инфраструктурных объектов как «пятый городской фасад», единый в своих композиционных решениях и используемых материалах.

Структура рекреационного каркаса города Ачинска

Создание городского рекреационного каркаса мы рассматриваем как градообразующий, интегрирующий в себя природный каркас и общественные пространства.  Такой каркас проектируется с учётом неразрывных велопешеходных связей, МГН-коммуникаций и соответствующих сервисов и услуг.

Образованное пространство сделает город доступным, связанным, где рекреационный каркас транслирует идеологию современного, экологического, устойчиво развивающегося, с полноценной насыщенной событийной программой города. Грамотное и системное включение в рекреационный каркас ландшафта и его водных объектов повлияет на улучшение экологических, эстетических, инженерно-коммунальных и природно-климатических свойств город.

Данная концепция становится основой генплана и его рекреационного раздела в параллельно идущей работе над генпланом Ачинска.

Зонирование парка

  • ВХОДНАЯ ЗОНА. Одним из знаковых объектов, формирующих новый городской фасад, может стать входная зона в парк с восточной стороны, эта территория представляет историческую основу города, место, где возник острог. Данная площадка является окончанием исторической улицы Воеводы Тухачевского, на которой возникает арт-объект, выполняющий функцию видовой террасы, ассоциирующейся в своих образных представлениях с подзорной трубой, определённым порталом, олицетворяющим и восстанавливающим связь горожан с рекой и её пойменной частью, обращая внимание жителей на звуки природы, приобщая их взгляд к масштабу дали. Интерактивный объект, включающий световой дизайн, проектируется с учётом компромисса светового шума по принципу мерцающего «портала».
  • ЗОНА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ. Наиболее ярким представителем застройки исторического центра является здание городского драматического театра (памятник архитектуры, «Общественное собрание», 1916 г., архитектор В.А. Соколовский), которое становится как исторически, так и композиционно одним из содержательно-знаковых объектов нового городского фасада. Сейчас театр ограничен в реализации своих задач и требует реконструкции технологических процессов. Преодолевая охранные регламенты, мы предлагаем воспользоваться перепадом высот, создав цокольный этаж и разместив в нём вестибюль-фойе с художественной галереей, зал экспериментального театра и технологические помещения. Таким образом, новый театр сможет быть культурным центром города, полноценным театром с развитым фойе, открывающим панораму реки через обширный витраж. На эксплуатируемой кровле цокольного этажа появится площадь искусств перед театром со стороны набережной. Кафе-ресторан в двух уровнях на этой площади является частью комплекса и его культурно-событийным и экономическим драйвером. От площади искусств можно будет спуститься по пандусу, пройти над пойменной частью реки Тептятки и выйти к трём ротондам, и далее на берег Чулыма.
  • ЗОНА НАБЕРЕЖНОЙ ПРЕДМОСТНОЙ ПЛОЩАДИ. Строительство в будущем моста через реку Чулым может создать полноценную автомобильную связь двух берегов. Учитывая специфику местных грунтов и скоростных потоков реки, гидрологический проект для моста будет включать усиление береговой линии, что позволит заранее в будущем составить техническое задание на проектирование моста, включив в него конструктивные решения, организующие небольшую капитальную набережную − предмостную площадь со своей инфраструктурой услуг.
  • КОММУНАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЗОНЫ. В проекте выделена коммунальная и существующая жилая зона, дополненная гостинично-кемпинговыми инфраструктурными объектами. Сохраняя транспортную доступность этого участка, мы видим возможность создать в этой зоне хозяйственный блок дирекции парка с автогаражом. Патриотическая зона включает в себя обустроенную площадку с тренажерами и полосой препятствий, площадку для выгула и дрессировки собак, службу спасателей. На берегу проектируется причал для стоянки лодок и катеров.
  • ЗОНА НАБЕРЕЖНОЙ. Зона прибрежной полосы включает пляжную часть и променадный берег. Этот участок реки Чулым находится в наибольшей близости к городской застройке и становится самым доступным для горожан. Создание в этом месте променадного участка позволит городу иметь представительскую набережную, включающую знаковый объект и открытую смотровую площадку. Откос набережной здесь вымывается течением реки, поэтому требуется укрепление натуральным камнем, сохраняющим природную основу берега. Территорию исторически сложившегося «солдатского» пляжа мы рассматриваем как природный солярий у воды, предусматривающий конструктивно-технологическое решение по созданию песчаных террас, обеспечивающих сохранность применяемого промытого крупнозернистого песка.
  • ЗОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПАРКА. Это наиболее урбанизированная территория парка, которая является его центральной частью и предполагается как первый этап реализации. Комплекс центральной части рассматривается как архитектурный ансамбль, планировочная структура которого тщательно продумана как система комфортного логистического функционирования. Здесь можно получить основные сервисные услуги, чтобы взаимодействовать и отдыхать в рекреации. В этой зоне расположен визит-центр с кафе, эстрада с навесом, выставочной галереей и амфитеатром, павильон проката, спортивные и тренажерные площадки. Здесь реализуются разные виды отдыха: от активного, спортивного до прогулочного, созерцательно-релаксного. В прокате здания визит-центра у протоки можно взять для катания катамаран, лодку, сапсерф. Кафе, уличный бар-солярий с лежаками и песчаной отсыпанной для загара зоной, включающей площадку для пляжного волейбола, организуют комфортную территорию для летнего отдыха. Зимой замерзшая сеть проток становится ледовой конькобежной дорожкой, а на поляне около спортивных площадок организуется большой каток с ёлкой.

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370