В октябре 2024 года в Испании случилось сильнейшее наводнение в провинции Валенсия. Интернет заполнился фотографиями всплывших и сбитых в кучу автомобилей. Однако исторический центр Валенсии оказался защищён от стихийного бедствия. Он избежал разрушений за счёт грамотно спланированной водно-зелёной инфраструктуры.
Авторы: Анна Морозова, Марина Миронова
Интенсивные ливни на востоке Испании вызвали смертоносные разрушительные наводнения в провинции Валенсия. 29 октября 2024 года выпало более 300 миллиметров осадков. В городе Чива за 8 часов выпало почти 500 мм осадков, что является годовой нормой для данной местности.
Это наводнение стало одним из смертоносных стихийных бедствий в истории Испании, которое нанесло значительный ущерб зданиям и инфраструктуре, смыло автомобильные и железные дороги, тысячи домов остались без электроснабжения, погибло более 200 человек.
На снимке справа, сделанном инструментом OLI (Operational Land Imager) спутника Landsat 8, можно наблюдать широкомасштабное затопление городских и сельскохозяйственных земель в прибрежном городе Валенсия и вокруг него 30 октября. Паводковые воды также заполнили русло реки Турия и прибрежные водно-болотные угодья Альбуфера к югу от города. Для сравнения снимок слева показывает ту же область в конце октября 2022 года без затопления.
Почему это случилось?
Причиной катастрофического наводнения стало метеорологическое явление DANA (изолированная депрессия на высоких уровнях). При нём масса холодного воздуха из верхних слоев атмосферы неравномерно перемещается и создаёт контраст температуры и давления при взаимодействии с более тёплым и влажным воздухом в нижних слоях атмосферы. Глобальное потепление увеличивает риск подобных экстремальных погодных явлений. Согласно отчёту World Weather Attribution, изменение климата уже привело к увеличению количества осадков в Испании на 12 % в сравнении с доиндустриальным периодом. Это связано с тем, что в результате повышения температуры гидрологический цикл ускорился. Он также стал более непредсказуемым. После аномальной жары и экстремального перегрева Средиземного моря в Испании этим летом остаточное тепло в атмосфере встретилось с внезапным холодным вторжением из полярных регионов, что привело к обрушению на провинцию сильных ливней.
Ещё одной причиной масштабных жертв и разрушений явилось то, что Валенсия расположена на равнинной местности вдоль русла реки, что делает её особенно подверженной наводнениям. Когда идут сильные дожди, совпадающие со штормами и подъёмом уровня моря, риск наводнения значительно возрастает.
Ещё одним фактором является то, что прибрежная зона, а также бывшие сельскохозяйственные угодья на территории поймы на правом берегу оказались интенсивно застроены. Непроницаемые поверхности − асфальтовые покрытия, здания и дороги − мешают воде впитываться в землю, что приводит к её скоплению на запечатанных плоских участках. Дополнительным препятствием для оттока воды служит пляжный холм высотой около метра.
Искусственное изменение русла
В 1957 году после очередного разрушительного наводнения в Валенсии был создан проект по изменению русла реки Турия. Этот проект не только стал ответом на необходимость защиты города от наводнений, но и привёл к преобразованию городской инфраструктуры и улучшению качества жизни его жителей. Именно он помог спасти исторический центр Валенсии и его 800 тысяч жителей от затопления в октябре 2024 года.
Наводнение 1957 года, унесшее жизни более 80 человек и причинившее колоссальный ущерб экономике города, продемонстрировало высокие риски, связанные с близостью реки к густонаселённым районам. В ответ правительство разработало новый план управления главной рекой города – «План Сур». Он изменил направление Турии и создал дополнительное сухое русло в самом центре города.
В 1960-х годах началась реализация комплексного плана, который включал несколько ключевых этапов:
- Дамбы и водосбросы: строительство массивных дамб вдоль реки для защиты определённых районов города от наводнений. Эти дамбы сдерживали поток воды в основном рукаве реки и обеспечивали выход воды в специально подготовленные каналы.
- Изменение трассы реки: русло реки было перепрофилировано и перенесено на несколько километров к югу от прежнего, где оно стало протекать в специально созданном озеленённом сухом канале. Это решило проблему непосредственно с наводнениями, поскольку теперь река располагается на значительном расстоянии от жилых кварталов.
- Создание зелёных зон: освобождённое место, где раньше находилось русло реки, было превращено в обширный парк, известный как «Городской парк реки Турия» (Parque de la Alameda), 9-километровый городской парк, который стал одним из самых больших и знаковых зелёных пространств города (136 га).
- Обновление городской инфраструктуры: с изменением русла реки была обновлена ливневая инфраструктура.
В результате изменения русла регулярные наводнения, которые прежде беспокоили жителей города, существенно снизились, что позволило избежать человеческих жертв и экономических потерь. Проект успешно защитил центр города и при наводнении осенью этого года, оказав барьерный дренажный эффект и отвод воды в море. Однако не смог помочь территориям, расположенным к югу от реки.
Решения для защиты городов от наводнений
Чтобы адаптироваться к этой новой климатической реальности, где дожди будут выпадать чаще и интенсивнее, необходимо использование передового гидрологического моделирования для прогнозирования будущих сценариев наводнений в различных климатических условиях, а также активное внедрение водно-зелёной инфраструктуры в городское планирование для увеличения водопоглощения в городских районах.
Водно-зелёная инфраструктура − это стратегически спланированная сеть природных пространств и ландшафтно-инженерных систем, которые интегрируются в состав городских и сельских территорий. Она может включать в себя водно-болотные угодья, дождевые сады, биодренажные канавы, зелёные крыши, проницаемые покрытия и другие природоподобные решения для улавливания, фильтрации и сокращения стоков. Увеличение поглощающих воду поверхностей в городе и их равномерное распределение уменьшает интенсивность стока дождевой воды и снижает нагрузку на город во время паводков с помощью регулирования уровня воды.
В отличие от традиционной серой инфраструктуры, которая использует искусственные сооружения (например, дамбы и водостоки), водно-зелёная инфраструктура основана на природных процессах: поглощении дождевой воды растениями и почвой, регулировании температуры через озеленение.
Водно-зелёная инфраструктура не только сокращает объём ливневых стоков и очищает их, но и обеспечивает дополнительные экологические, социальные и экономические выгоды: так можно создать новые зелёные общественные пространства, которые сделают жизнь горожан комфортнее и повысят окупаемость недвижимости.
Развитие водно-зелёной инфраструктуры в ряде стран включено в стратегии по устойчивому развитию в условиях изменения климата. В некоторых городах разработаны и внедрены руководства по практическому применению водно-зелёной инфраструктуры. Например, в Чикаго реализуется Chicago Climate Action Plan − план действий в контексте изменения климата. Одно из ключевых решений, предложенных в этом документе, − озеленение городских крыш. Городские власти озеленили 2000 кв. м кровель, что поспособствовало снижению эффекта теплового острова и нагрузки на «серую» дренажную инфраструктуру, в том числе экономии на её обслуживании.
Подход «города-губки» (海绵城市) − модель городского планирования в Китае, где упор делается на борьбу с наводнениями посредством укрепления зелёной инфраструктуры: проектирования новых озеленённых пространств, увеличения площадей проницаемых поверхностей, зелёных крыш, искусственных водно-болотных угодий, биодренажных канав и дождевых садов.
В Лондоне разработан стратегический документ, в котором предусмотрено внедрение зелёной инфраструктуры – Sustainable Urban Drainage Systems Action Plan (SUDS). SUDS призван помочь постоянно увеличивающемуся городу справиться с растущей нагрузкой на устаревшую ливневую инфраструктуру, а также снизить риск наводнений.
Примечание от редакции: подробный обзор мировых подходов и практик дан в статье А. Саянова , в том числе с разбором существующего положения в России.
Заключение
Наводнение 2024 года ещё раз показывает, что адаптационные мероприятия к изменениям климата имеют первостепенное значение при планировании городской инфраструктуры. Проект изменения русла реки Турия стал не только примером успешного управления природными ресурсами, но и образцом интеграции инженерных решений с экологическим и социальным развитием. Этот исторический опыт остаётся актуальным и служит примером для других городов, сталкивающихся с подобными угрозами.
Источник заглавного фото: https://www.lasprovincias.es