Баланс “природы” и “города” всегда находится в фокусе внимания экоурбанистов. Водной-зелёный каркас Нижнего Новгорода как раз является продуктом поиска такого баланса, поскольку изначальные природные условия этой территории были не вполне благоприятны для комфортного проживания людей. В этом материале пойдёт речь об исторической динамике и актуальных проблемах водно-зелёного каркаса Нижнего Новгорода.
Автор: Анна Ленько
То, что сегодня является основой для формирования водно-зелёного городского каркаса Нижнего Новгорода — результат череды градостроительных решений прошлых эпох, начиная от основания города на слиянии двух крупных рек Ока и Волга, имплантации на берегах рек крупных промышленных комплексов и выбора формы градостроительного развития до сегодняшнего выделения участков под застройку. Каждое решение имеет собственное экономическое, политическое и социальное обоснование.
Борьба с пустынным пейзажем
Ландшафт современного Нижнего Новгорода сложился в процессе длительной трансформации градообразующего ландшафта. Так называемые «природные» объекты, например, силикатные озёра, обводные каналы, − появились в процессе индустриализации, а многие природные объекты − овраги и пруды − были засыпаны ещё в середине XIX века для устройства бульваров и скверов, которые сегодня являются озеленёнными территориями общего пользования и высоко ценятся жителями города [1]. В то же время из архивных документов, составленных профессором Александром Иваницким в 1928 году, мы узнаём, что Заречная часть города напоминала «зловонную пустыню с песчаными дюнами, переносимыми ветром» и характеризовалась одним из самых высоких показателей смертности от малярии [2]. Такова была её «природа», неприемлемая для жизни человека. В процессе строительства города многое было сделано самими жителями для того, чтобы территория стала жизнепригодной. Для закрепления песков создавались парки, бульвары, а соцгород «Автозавод» обладал развитой и взаимосвязанной системой озеленения.
На примере Нижнего Новгорода отчётливо видно, что природные процессы при естественном русле рек стали бы разрушительными для города. Крупные реки Ока и Волга, постепенно смещаясь (имеется ввиду эффект Бэра, открытый в 1875 году, согласно которому реки в Северном полушарии, текущие в направлении, близком к направлению меридиана (с севера на юг или с юга на север), больше подмывают правый берег, а такие же реки Южного полушария − левый), подмывают правый берег, где исторически располагался город, тем самым запуская процесс оврагообразования. Центральная часть города «прорезана» оврагами в нисходящими к рекам. Овраги и водоёмы участвовали в системе укрепления города, с XVII века затем строились первые городские дамбы. Первые парки на склонах, созданные в середине XIX века, и последующее берегоукрепление в Нижнем Новгороде были направлены на стабилизацию склонов и снижение динамики процесса подмыва правого берега.
Историческая динамика
Таким образом, «город» и «природа» постоянно находятся в хрупком равновесии. Природные процессы по своей динамике и направленности крайне редко соотносятся с градостроительными, чаще всего они находятся в противоречии. При работе с водно-зелёным каркасом очень важно понять, как происходила трансформация ландшафта при строительстве города, проследить её этапы.
Исследования, проводившиеся для Нижегородской агломерации, показывают слои или страты, которые повлияли на формирование водно-зелёного городского каркаса, качество и структуру природных элементов (как показано на рисунке ниже).
Первым слоем является градообразующий ландшафт Волжско-Окского бассейна, сложной динамичной системы, определившей сложность рельефа Нижнего Новгорода, изначально организованного как водосборный бассейн двух крупных рек.
Эпоха индустриализации
Следующим важным фактором является система расселения и дисперсная структура распределения крупных производств, заложенная в 1930-е годы в процессе стратегического экономического планирования и развития города Горького как центра крупного промышленного района [3]. Тогда были созданы предпосылки для формирования современной Нижегородской агломерации.
Такая дисперсная структура производств позволила сохранить на территории Нижнего Новгорода крупные природные объекты: леса, болота, малые реки, овраги. А городская ткань всегда характеризовалась низкой плотностью, следовательно, включала большое количество разрозненных природных элементов. Так как для формирования образа города ГИПРОГОРом Ленинграда в 1935−1937 гг. был выбран принцип «ленточной обстройки основных магистралей» [4], то приоритетное строительство велось вдоль вылетных транспортных магистралей. То, что было «спрятано» за ними, сохранило большую часть природных элементов.
Зелёный генплан Горького
Стратегическим периодом для планировки Нижнего Новгорода стали 1920−1930-е годы. Тогда начались наблюдения за природными процессами: паводками, гидрологическим режимом, были заложены основы современного водно-зелёного каркаса.
В 1932 году А. Иваницким был создан «Зелёный генплан» Горького как основной инструмент градостроительного развития, с целью санации промышленного города и предоставления возможности в рекреации жителям промышленного центра. Именно этот план закрепил положение зелёного города и других крупных лесных массивов как части лесозащитного пояса, определил структуру крупных городских парков, основных ядер каркаса и утвердил линейные «зелёные связи», названные «зелёными ходами», связывающие внутригородские парки с пригородными лесными массивами.
В 1930-е годы «Зелёный генплан» рассматривался как часть мелиоративных мероприятий для работы со склонами и оврагами в Нагорной части, стабилизации песков − в Заречной. Сложный ландшафт города определил высокий уровень научных наработок в области инженерной защиты городских территорий, некоторые из которых сегодня утеряны. Оползни и разрушения склонов продолжаются по сей день. Однако многие инженерные мероприятия, считавшиеся приемлемыми до 1970-х годов, сегодня следует пересмотреть. Речь идёт в первую очередь о засыпке и заключении в коллектор малых рек, засыпке оврагов, осушении болот.
Современные проблемы зелёного каркаса
Одна из особенностей планировки Нижнего Новгорода города заключается в том, что в каждом новом генеральном плане достаточно большие территории выделяются под парки. Как правило, это территории оврагов, малых рек, прибрежные зоны Оки и Волги, которые не могут быть застроены ввиду сложных природных условий. Однако сами парки не реализуются, а территории не получают статуса Озелененной территории общего пользования (ОТОП) или особо охраняемой природной территории (ООПТ). Таким образом, сохраняется риск потери ценных в природном отношении участков.
Необходимо отметить, что благоустройство территорий, реализуемое в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» 2019−2024 гг., в ходе подготовки к 800-летию города, большей частью затронуло ранее озеленённые территории. При этом крайне мал процент территорий, которые ранее были заняты другой функцией, например, складской или коммунально-хозяйственной, а после благоустройства были бы переведены в зелёный фонд город. Такими примерами являются скверы вдоль Почаинского бульвара или парк на Стрелке, созданные в Нижнем Новгороде к 800-летию.
В этом заключается проблема компенсационного озеленения города, когда под застройку отдаются цельные с точки зрения природных процессов объекты, экосистемы, а компенсируются только отдельные элементы − деревья, кустарники и естественные покрытия − фрагментарно, на уже существующих озеленённых территориях.
Современное планирование
В 1994−1997 годах в составе Генерального плана, проектным институтом Горьковгражданпроект при участии О. Н. Ворониной была разработана схема градо-экологического каркаса и природного комплекса Нижнего Новгорода. Его целью стало закрепление в структуре города непрерывной системы природных и озеленённых объектов. Позднее была предложена программа управления зелёным фондом города.
Однако именно строительный бум 2000-х годов и процесс уплотнения городской застройки уничтожил многие связующие элементы каркаса. Одним из таких объектов стал крупный жилой комплекс «Цветы». Он нарушил природную взаимосвязанность двух крупных ООПТ «Щёлковский хутор» и «Дубрава Ботанического сада», в результате чего, по словам нижегородского биолога С. В. Бакка, был утерян миграционный коридор биоразнообразия и обитавшее когда-то на Щёлковском хуторе городское стадо лосей.
Эффект островной биогеографии также применим к городской системе. Поэтому одной из целей формирования водно-зелёного каркаса является именно сохранение, восстановление и укрепление экологических связей. На фрагментацию ландшафта повлияли и крупные торговые объекты со значительной площадью заасфальтированных автопарковок, построенные в 2000−2100-е годы и перекрывшие основные природные коридоры города.
Актуальное состояние
Наконец, с 2023 года в Нижнем Новгороде, уже на новом этапе приступили к формированию схемы водно-зелёного городского каркаса в масштабе Нижегородской агломерации. Это связано с прогрессивной политикой региона, ориентированной на решение экологических проблем, а также передовой системой ГИС ОГД, собравшей в себя необходимые слои и данные, необходимые для осознанного планирования водно-зелёного каркаса.
Данному этапу разработки предшествовал ряд научных исследований Нижнего Новгорода и активная работа городских специалистов различных сфер: экологов, биологов, ландшафтных архитекторов и градостроителей.
Сейчас формирование экологического каркаса Нижегородской агломерации является одной из целей, определённых Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года [5], а также ряда других документов: «План действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области» [6], «Региональный план адаптации к изменениям климата» [7], который направлен на устойчивое развитие региона.
Инструменты планирования, выявленные в ходе работы, принципы и методы работы, апробированные в Нижнем Новгороде, дополнят Методику формирования и развития водно-зелёного каркаса, создание которой является целью Рабочей группы по совершенствованию правового регулирования формирования и развития водно-зелёных городских каркасов в рамках реализации федеральной программы «Комфортная городская среда» в составе Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации по формированию комфортной городской среды.
Ссылки
- Воронина О.Н., Воронина А.В. От ландшафтной архитектуры к ландшафтной инфраструктуре. Нижегородский опыт: Монография. Нижний Новгород, Кварц, 2022. 368 с.
- Технико-экономическая записка к вариантам расселения. 1934 г. ЦАНО, Ф. 2697, Оп.4, Д. 4.
- Г. Горький. Гипотезы развития. – /модели/ к вариантам расселения. 1933-1934 г.г. ЦАНО, Ф. 2697, Оп. 4а, Д.6.
- Генеральный проект планировки г.Горького. Текстовая часть. Том 1., Ленинград, 1937 г., ЦАНО, Ф.2679, Оп. 4, Д.16. С.336.
- Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года №889.
- Постановление Правительства Нижегородской области от 19.08.2020 № 706.
- Распоряжение Правительства Нижегородской области №715-р от 04.07.2022 гг.