Водно-зелёный городской каркас Нижегородской агломерации

Автор: Анна Ленько

Баланс “природы” и “города” всегда находится в фокусе внимания экоурбанистов. Водной-зелёный каркас Нижнего Новгорода как раз является продуктом поиска такого баланса, поскольку изначальные природные условия этой территории были не вполне благоприятны для комфортного проживания людей. В этом материале пойдёт речь об исторической динамике и актуальных проблемах водно-зелёного каркаса Нижнего Новгорода.

Автор: Анна Ленько

То, что сегодня является основой для формирования водно-зелёного городского каркаса Нижнего Новгорода — результат череды градостроительных решений прошлых эпох, начиная от основания города на слиянии двух крупных рек Ока и Волга, имплантации на берегах рек крупных промышленных комплексов и выбора формы градостроительного развития до сегодняшнего выделения участков под застройку. Каждое решение имеет собственное экономическое, политическое и социальное обоснование.

Борьба с пустынным пейзажем

Ландшафт современного Нижнего Новгорода сложился в процессе длительной трансформации градообразующего ландшафта. Так называемые «природные» объекты, например, силикатные озёра, обводные каналы, − появились в процессе индустриализации, а многие природные объекты − овраги и пруды − были засыпаны ещё в середине XIX века для устройства бульваров и скверов, которые сегодня являются озеленёнными территориями общего пользования и высоко ценятся жителями города [1]. В то же время из архивных документов, составленных профессором Александром Иваницким в 1928 году, мы узнаём, что Заречная часть города напоминала «зловонную пустыню с песчаными дюнами, переносимыми ветром» и характеризовалась одним из самых высоких показателей смертности от малярии [2]. Такова была её «природа», неприемлемая для жизни человека. В процессе строительства города многое было сделано самими жителями для того, чтобы территория стала жизнепригодной. Для закрепления песков создавались парки, бульвары, а соцгород «Автозавод» обладал развитой и взаимосвязанной системой озеленения.

На примере Нижнего Новгорода отчётливо видно, что природные процессы при естественном русле рек стали бы разрушительными для города. Крупные реки Ока и Волга, постепенно смещаясь (имеется ввиду эффект Бэра, открытый в 1875 году, согласно которому реки в Северном полушарии, текущие в направлении, близком к направлению меридиана (с севера на юг или с юга на север), больше подмывают правый берег, а такие же реки Южного полушария − левый), подмывают правый берег, где исторически располагался город, тем самым запуская процесс оврагообразования. Центральная часть города «прорезана» оврагами в нисходящими к рекам. Овраги и водоёмы участвовали в системе укрепления города, с XVII века затем строились первые городские дамбы. Первые парки на склонах, созданные в середине XIX века, и последующее берегоукрепление в Нижнем Новгороде были направлены на стабилизацию склонов и снижение динамики процесса подмыва правого берега.

D:\КНИГА\Иллюстрации\plan 1769.jpg
План 1796 года исторического Нижнего Новгорода с системой оврагов

Историческая динамика

Таким образом, «город» и «природа» постоянно находятся в хрупком равновесии. Природные процессы по своей динамике и направленности крайне редко соотносятся с градостроительными, чаще всего они находятся в противоречии. При работе с водно-зелёным каркасом очень важно понять, как происходила трансформация ландшафта при строительстве города, проследить её этапы.

Исследования, проводившиеся для Нижегородской агломерации, показывают слои или страты, которые повлияли на формирование водно-зелёного городского каркаса, качество и структуру природных элементов (как показано на рисунке ниже).

D:\DOCTORAT\N.NOVGOROD\Analyse\Stratifier\Stratifier_2.jpg

Первым слоем является градообразующий ландшафт Волжско-Окского бассейна, сложной динамичной системы, определившей сложность рельефа Нижнего Новгорода, изначально организованного как водосборный бассейн двух крупных рек.

Эпоха индустриализации

Следующим важным фактором является система расселения и дисперсная структура распределения крупных производств, заложенная в 1930-е годы в процессе стратегического экономического планирования и развития города Горького как центра крупного промышленного района [3]. Тогда были созданы предпосылки для формирования современной Нижегородской агломерации.

Такая дисперсная структура производств позволила сохранить на территории Нижнего Новгорода крупные природные объекты: леса, болота, малые реки, овраги. А городская ткань всегда характеризовалась низкой плотностью, следовательно, включала большое количество разрозненных природных элементов. Так как для формирования образа города ГИПРОГОРом Ленинграда в 1935−1937 гг. был выбран принцип «ленточной обстройки основных магистралей» [4], то приоритетное строительство велось вдоль вылетных транспортных магистралей. То, что было «спрятано» за ними, сохранило большую часть природных элементов.

Зелёный генплан Горького

Стратегическим периодом для планировки Нижнего Новгорода стали 1920−1930-е годы. Тогда начались наблюдения за природными процессами: паводками, гидрологическим режимом, были заложены основы современного водно-зелёного каркаса.

В 1932 году А. Иваницким был создан «Зелёный генплан» Горького как основной инструмент градостроительного развития, с целью санации промышленного города и предоставления возможности в рекреации жителям промышленного центра. Именно этот план закрепил положение зелёного города и других крупных лесных массивов как части лесозащитного пояса, определил структуру крупных городских парков, основных ядер каркаса и утвердил линейные «зелёные связи», названные «зелёными ходами», связывающие внутригородские парки с пригородными лесными массивами.

D:\КНИГА\Иллюстрации\Зеленый город\Ville_verte_avant.jpg
Система крупных лесных массивов, организующих лесопарковый защитный пояс Нижнего Новгорода

В 1930-е годы «Зелёный генплан» рассматривался как часть мелиоративных мероприятий для работы со склонами и оврагами в Нагорной части, стабилизации песков − в Заречной. Сложный ландшафт города определил высокий уровень научных наработок в области инженерной защиты городских территорий, некоторые из которых сегодня утеряны. Оползни и разрушения склонов продолжаются по сей день. Однако многие инженерные мероприятия, считавшиеся приемлемыми до 1970-х годов, сегодня следует пересмотреть. Речь идёт в первую очередь о засыпке и заключении в коллектор малых рек, засыпке оврагов, осушении болот.

Современные проблемы зелёного каркаса

Одна из особенностей планировки Нижнего Новгорода города заключается в том, что в каждом новом генеральном плане достаточно большие территории выделяются под парки. Как правило, это территории оврагов, малых рек, прибрежные зоны Оки и Волги, которые не могут быть застроены ввиду сложных природных условий. Однако сами парки не реализуются, а территории не получают статуса Озелененной территории общего пользования (ОТОП) или особо охраняемой природной территории (ООПТ). Таким образом, сохраняется риск потери ценных в природном отношении участков.

Необходимо отметить, что благоустройство территорий, реализуемое в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» 2019−2024 гг., в ходе подготовки к 800-летию города, большей частью затронуло ранее озеленённые территории. При этом крайне мал процент территорий, которые ранее были заняты другой функцией, например, складской или коммунально-хозяйственной, а после благоустройства были бы переведены в зелёный фонд город. Такими примерами являются скверы вдоль Почаинского бульвара или парк на Стрелке, созданные в Нижнем Новгороде к 800-летию.

В этом заключается проблема компенсационного озеленения города, когда под застройку отдаются цельные с точки зрения природных процессов объекты, экосистемы, а компенсируются только отдельные элементы − деревья, кустарники и естественные покрытия − фрагментарно, на уже существующих озеленённых территориях.

Современное планирование

В 1994−1997 годах в составе Генерального плана, проектным институтом Горьковгражданпроект при участии О. Н. Ворониной была разработана схема градо-экологического каркаса и природного комплекса Нижнего Новгорода. Его целью стало закрепление в структуре города непрерывной системы природных и озеленённых объектов. Позднее была предложена программа управления зелёным фондом города.

D:\DOCTORAT\N.NOVGOROD\Генеральные планы\Экологические карты\Градоэкологический каркас_Н.Новгорода.jpg
Градоэкологический каркас Нижнего Новгорода. Природный комплекс 1994-1997 гг.

Однако именно строительный бум 2000-х годов и процесс уплотнения городской застройки уничтожил многие связующие элементы каркаса. Одним из таких объектов стал крупный жилой комплекс «Цветы». Он нарушил природную взаимосвязанность двух крупных ООПТ «Щёлковский хутор» и «Дубрава Ботанического сада», в результате чего, по словам нижегородского биолога С. В. Бакка, был утерян миграционный коридор биоразнообразия и обитавшее когда-то на Щёлковском хуторе городское стадо лосей.

Эффект островной биогеографии также применим к городской системе. Поэтому одной из целей формирования водно-зелёного каркаса является именно сохранение, восстановление и укрепление экологических связей. На фрагментацию ландшафта повлияли и крупные торговые объекты со значительной площадью заасфальтированных автопарковок, построенные в 2000−2100-е годы и перекрывшие основные природные коридоры города.

Актуальное состояние

Наконец, с 2023 года в Нижнем Новгороде, уже на новом этапе приступили к формированию схемы водно-зелёного городского каркаса в масштабе Нижегородской агломерации. Это связано с прогрессивной политикой региона, ориентированной на решение экологических проблем, а также передовой системой ГИС ОГД, собравшей в себя необходимые слои и данные, необходимые для осознанного планирования водно-зелёного каркаса.

Данному этапу разработки предшествовал ряд научных исследований Нижнего Новгорода и активная работа городских специалистов различных сфер: экологов, биологов, ландшафтных архитекторов и градостроителей.

Сейчас формирование экологического каркаса Нижегородской агломерации является одной из целей, определённых Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года [5], а также ряда других документов: «План действий по сохранению биоразнообразия Нижегородской области» [6], «Региональный план адаптации к изменениям климата» [7], который направлен на устойчивое развитие региона.

Инструменты планирования, выявленные в ходе работы, принципы и методы работы, апробированные в Нижнем Новгороде, дополнят Методику формирования и развития водно-зелёного каркаса, создание которой является целью Рабочей группы по совершенствованию правового регулирования формирования и развития водно-зелёных городских каркасов в рамках реализации федеральной программы «Комфортная городская среда» в составе Экспертного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации по формированию комфортной городской среды.

Ссылки

  1. Воронина О.Н., Воронина А.В. От ландшафтной архитектуры к ландшафтной инфраструктуре. Нижегородский опыт: Монография. Нижний Новгород, Кварц, 2022. 368 с.
  2. Технико-экономическая записка к вариантам расселения. 1934 г. ЦАНО, Ф. 2697, Оп.4, Д. 4.
  3. Г. Горький. Гипотезы развития. – /модели/ к вариантам расселения. 1933-1934 г.г. ЦАНО, Ф. 2697, Оп. 4а, Д.6.
  4. Генеральный проект планировки г.Горького. Текстовая часть. Том 1., Ленинград, 1937 г., ЦАНО, Ф.2679, Оп. 4, Д.16. С.336.
  5. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года №889.
  6. Постановление Правительства Нижегородской области от 19.08.2020 № 706.
  7. Распоряжение Правительства Нижегородской области №715-р от 04.07.2022 гг.

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370