Автор: Григорий Хлюпин
Зелёные облигации появились в 2007 году, когда Европейский инвестиционный банк выпустил первую «экологическую» облигацию под названием Climate Awareness Bonds. Средства предназначались для финансирования проектов в области альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности. Например, на строительство солнечных или ветряных электростанций, мусороперерабатывающих заводов, модернизацию очистных сооружений, развитие электротранспорта и так далее. В первые годы своего появления данный тип облигаций был мало популярен, однако, к 2020 году общий объём выпуска облигаций достиг 400 млрд долл.
По механике зелёные облигации ничем не отличаются от обычных — это те же долговые ценные бумаги с фиксированным доходом. Инвестор на определённый срок даёт свои средства взаймы эмитентам — организациям, выпустившим облигации. Однако в этом случае привлекаемые финансы идут на улучшение экологической обстановки и минимизацию наносимого природе вреда: развитие возобновляемых источников энергии, сохранение биоразнообразия, рекультивацию земель, строительство комплексов по переработке отходов, адаптацию к изменению климата и прочее. Зелёные облигации могут контролироваться как государственными органами, так и внешним экспертом — компанией-верификатором.
Если у проверки не возникает вопросов к использованию средств, процессу отбора проектов и отчётности, облигации могут считаться «зелёными». Однако и после выхода бумаг на рынок эмитенты должны регулярно сообщать о тратах и реализации своих природоохранных работ.
Чтобы облигации считались зелёными, они должны соответствовать специальным принципам Green Bond Principies (GBP), которые сформулировала международная ассоциация рынков капитала International Capital Markets Association (ICMA).
Принципы зелёных облигаций
Принципы зелёных облигаций прямо предусматривают несколько общих категорий допустимых зелёных проектов, которые способствуют достижению экологических целей, таких как: смягчение последствий изменения климата, адаптация к изменению климата, сохранение природных ресурсов, сохранение биоразнообразия, а также предотвращение и контроль загрязнения.
Приведённый ниже список категорий проектов хоть и является ориентировочным, охватывает наиболее часто используемые типы проектов, которые поддерживаются или, как ожидается, будут поддерживаться на рынке зелёных облигаций:
- возобновляемая энергия (включая производство, передачу, оборудование, продукты);
- энергоэффективность (например, в новых и отремонтированных зданиях);
- предотвращение загрязнения и контроль над ним (включая контроль над выбросом парниковых газов, восстановление почв, сокращение отходов, переработку отходов);
- экологически устойчивое управление природными ресурсами и землепользование;
- сохранение биоразнообразия (включая защиту прибрежной);
- экологически чистый транспорт;
- устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами (включая устойчивую инфраструктуру для чистой и / или питьевой воды, очистку сточных вод, водно-зелёную городскую инфраструктуру);
- адаптация к изменению климата (повышение устойчивости инфраструктуры к воздействиям изменения климата);
- продукты, производственные технологии и процессы, адаптированные к циркулярной экономике (разработка и внедрение повторно используемых, перерабатываемых и восстановленных материалов, компонентов и продуктов; инструменты, услуги и / или сертифицированные экологически чистые продукты);
- зелёные здания, соответствующие региональным, национальным или международным признанным стандартам, или сертификатам экологических показателей.
Если эмитенты хотят финансировать проекты, направленные на реализацию стратегии по достижению нулевых выбросов в соответствии с целями Парижского соглашения, соответствующее руководство можно найти в Справочнике по финансированию перехода к изменению климата (Climate Transition Finance Handbook).
Зелёные облигации (GBP) предназначены для широкого использования на рынке: они предоставляют эмитентам руководство по ключевым компонентам, участвующим в запуске надёжных зелёных облигаций; они помогают инвесторам, способствуя доступности информации, необходимой для оценки воздействия их инвестиций в зелёные облигации на окружающую среду.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитенты зелёных облигаций должны предоставить инвесторам следующую информацию:
- цели по достижению экологической устойчивости зелёных проектов;
- процедуру, с помощью которой эмитент определяет соответствие проектов категориям зелёных проектов;
- дополнительные сведения о процессах, посредством которых эмитент выявляет предполагаемые социальные и экологические риски, связанные с соответствующими проектами, а также данные об управлении ими.
Эмитентам также рекомендуется:
- раскрывать информацию в контексте их приоритетных целей, стратегии, политики и/или процессов, связанных с экологической устойчивостью.
- Раскрывать информацию, если применимо, относительно степени согласованности проектов с официальной или рыночной таксономией по соответствующим критериям, а также раскрывать любые экологические стандарты или сертификаты, на которые они ссылаются при выборе проекта.
- Разработать процесс определения факторов, снижающих существенные материальные риски от негативного социального и / или экологического воздействия выбранных проектов с помощью чёткого анализа и мониторинга, если эмитент оценивает потенциальные риски как значимые.
Принцип использования доходов
Использование доходов от размещения облигаций для зелёных проектов необходимо надлежащим образом описать в документации по выпуску ценных бумаг. Все обозначенные зелёные проекты должны обеспечивать четкие экологические выгоды, подлежат оценке эмитентом, в том числе с точки зрения количественных характеристик.
В случае, если весь доход от облигации (или его часть) используется или может быть использован для рефинансирования, рекомендуется, чтобы эмитенты предоставили сравнительные данные по доле финансирования и доле рефинансирования с объяснением того, какие инвестиции или проектные портфели могут быть рефинансированы.
Кроме этого, эмитентам рекомендуется предоставлять информацию по ожидаемому ретроспективному периоду рефинансируемых зелёных проектов, отвечающих критериям.
Управление доходами
Чистые поступления от размещения зелёных облигаций или сумма, равная этим чистым поступлениям, должны быть зачислены на отдельный счёт, сформированы в отдельный портфель или иным подходящим образом отдельно учитываться эмитентом. Способ учёта должен быть зафиксирован эмитентом в виде отдельной внутренней процедуры, связанной с проведением кредитных и инвестиционных операций в отношении допустимых зелёных проектов.
В период нахождения зелёных облигаций в рыночном обращении баланс отслеживаемого дохода от продажи таковых необходимо периодически сопоставлять со средствами, инвестируемыми эмитентом в данном временном периоде в соответствующие заявленным целям зелёные проекты. Эмитент должен информировать инвесторов о предполагаемых инструментах временного размещения неиспользованных чистых поступлений.
Управление доходами, получаемыми от продажи зелёных облигаций, может осуществляться как из расчёта дохода, получаемого на одну облигацию (поэтапный подход), так и на основе агрегированного дохода, получаемого от продажи множества облигаций (портфельный подход).
Принципы зелёных облигаций поощряют высокий уровень прозрачности, рекомендуют при управлении поступлениями от размещения зелёных облигаций привлекать внешнего аудитора или иное третье лицо для проверки метода внутреннего отслеживания и использования средств от выпуска зелёных облигаций.
Отчётность
Эмитентам необходимо собрать и быть готовыми предоставить актуальную информацию об использовании средств, информация подлежит ежегодному обновлению до момента полного использования средств и своевременному обновлению в случае существенных изменений.
Ежегодный отчёт должен включать список проектов, на которые были направлены средства от зелёных облигаций, а также краткое описание проектов, указание суммы направленных средств и ожидаемое воздействие проектов. Если в силу соглашений о конфиденциальности, причин, связанных с конкуренцией или большим количеством проектов, может быть предоставлена лишь ограниченная детализация проектов, Принципы рекомендуют, чтобы информация давалась в обобщённом виде или на основе совокупного портфеля (например, процент от общего объёма поступлений, выделенный для определённых категорий проектов).
Прозрачность имеет особое значение при информировании об ожидаемом и / или уже имеющемся экологическом воздействии проектов. Принципы рекомендуют использовать качественные и, где это возможно, количественные показатели эффективности, а также раскрывать ключевую методологию и / или допущения, использованные при количественном определении. Эмитентам следует ссылаться и принимать, где это возможно, инструкции и шаблоны отчётности о воздействии, зафиксированные в Общем руководстве о структуре отчётности о воздействии (Harmonised Framework for Impact Reporting).
Использование краткого резюме, в котором будут отражены основные характеристики зелёных облигаций или программы зелёных облигаций, а также проиллюстрировано их соответствие четырём ключевым элементам принципов зелёных облигаций, может облегчить процесс информирования участников рынка. С этой целью на веб-сайте ICMA в разделе устойчивого финансирования представлен шаблон, который после заполнения может быть доступен в онлайн-формате.
Типы зелёных облигаций
В настоящий момент существует четыре типа зелёных облигаций.
Тип №1. Стандартные облигации, средства от которых направляются на зелёные цели: стандартное долговое обязательство с правом требования к эмитенту, соответствующее принципам зелёных облигаций.
Тип №2. Зелёные облигации, привязанные к доходам: долговое обязательство без права регресса к эмитенту, соответствующее принципам зелёных облигаций, в котором кредитный риск привязан к являющимся предметом залога денежным поступлениям в счёт доходов, вознаграждений, налогов и т.д., поступлениям от размещения, которые расходуются на зелёные проекты, как связанные с источниками таких денежных поступлений, так и не связанные с ними.
Тип №3. Зелёные облигации проектного финансирования: облигации с правом или без права регресса к эмитенту, соответствующие принципам зелёных облигаций, направленные на финансирование одного или нескольких зелёных проектов, по которым инвестор несёт риски, связанные с проектами.
Тип №4. Зелёные секьюритизированные облигации: облигации, обеспеченные одним или несколькими зелёными проектами, соответствующие принципам зелёных облигаций, включая, но не ограничиваясь, обеспеченные облигации; ценные бумаги, обеспеченные активами; ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, а также другие инструменты. Основным источником погашения облигаций являются денежные поступления от активов.
Кто выпускает зелёные облигации?
Эмитентами выступают корпорации, девелоперы, муниципалитеты, правительства стран и регионов, наднациональные институты.
В мировом соотношении большая часть выпуска зелёных облигаций приходится на финансовые и производственные компании, а также на банки развития. В число крупнейших эмитентов входят финансовый конгломерат Fannie Mae, компании SNCF, Berlin Hyp, Apple, Engie, ICBC, Credit Agricole. В 2020 году к активному выпуску зелёных облигаций подключился и государственный сектор: центральные и региональные правительства и госкорпорации.
Преимущества зелёных облигаций
Выпуская зелёные облигации, организации получают ряд значительных привилегий: улучшение имиджа, приток новых инвесторов и привлечение ресурсов для экопроектов на выгодных условиях.
В зарубежной практике некоторым эмитентам зелёных облигаций положены особые льготы. Например, они могут не выплачивать купоны (процентные платежи по облигациям) сами — эту функцию полностью или частично берёт на себя государство. Инвесторы, в свою очередь, могут освобождаться от уплаты подоходного налога с процентов по «зелёным» бондам. Показательный пример — действия США в отношении облигаций Clean Renewable Energy Bonds (CREB) и Qualified Energy Conservation Bond (QECB). Правительство выплачивает по ним 70 % купона, поэтому эмитентам на местах выгодно развивать программы по альтернативной энергии и ресурсосбережению.
В результате все в плюсе: государство получает гарантию на выполнение нужного экологического проекта, эмитент — заём на приятных условиях, а инвесторы — не облагаемый налогом доход. Это ещё одна причина популярности «зелёных» облигаций.
Перспективы рынка зеленых облигаций в России
Объём сектора устойчивого развития Мосбиржи стабильно увеличивался. По прогнозам экспертов, потенциальный объём зелёных облигаций и кредитов, ориентированных на цели устойчивого развития, ориентировочно составит 1,3 трлн руб. к 2030 году. Уже к 2036 году при сохранении тенденций 2021 года потенциальный объём ESG-активов в России, по прогнозам, должен достичь примерно 360 трлн руб.
Но сейчас ситуация резко изменилась.
Во-первых, сегодня многие эмитенты озабочены проблемами, связанными с вынужденными изменениями в производственных и логистических процессах, и средства в первую очередь направляются туда.
Во-вторых, из ICMA исключены зелёные облигации российских эмитентов, приостановлен статус верификаторов (рейтинговых агентств) и наблюдателей, что негативно повлияет на перспективы рынка.
В-третьих, многие компании, которые размещали зелёные облигации, делали это для улучшения имиджа на зарубежных рынках, что сильно изменилось с изменением геополитической обстановки.
Для российских инвесторов доступны зелёные облигации российских компаний, которые торгуются на российских площадках и соответствуют российским стандартам. Российские зелёные облигации появились на Московской бирже ранее 2021 года, затем были выпущены инструменты, сертифицированные не только по российским, но и по международным ESG-стандартам. Инструменты, торгующиеся на иностранных площадках, могут быть доступны через брокеров, которые не попали под антироссийские санкции. Но инвестиции в такие инструменты сейчас имеют высокий уровень рисков, поэтому многие инвесторы избавляются от этих активов. Это создает тренд на инвестирование в российские бумаги.
В секторе устойчивого развития на Мосбирже инвесторам доступно 19 видов зелёных облигаций. Перечень включает таких эмитентов, как Правительство Москвы, Сбербанк, Совкомбанк, «КамАЗ», «ВЭБ.РФ», «Атомэнергопром», РЖД и другие. Новым видом зелёных облигаций являются облигации Москвы и Красноярска, доступные для физических лиц.