Автор: Юлия Филаткина
Повестка устойчивого развития территорий сегодня является трендом для российских регионов и городов. Внимание к вопросам устойчивого развития компаний и проектов, а также поиск новых подходов к устойчивому развитию регионов и городов связаны с переосмыслением способов использования природных ресурсов, энергообеспечения, адаптации к климатическим изменениям, особенностей социального и экономического развития. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, повестка устойчивого развития по-прежнему не теряет актуальности на международном уровне и продолжает влиять на экономические процессы. Это связано как с глобальными климатическими вызовами, так и с мировым кризисом, выражающимся в трансформации экономических моделей и в существенном изменении внешнеэкономических условий.
Во-вторых, на национальном уровне вопросам устойчивого развития территорий и вопросам охраны окружающей среды продолжает уделяться большое внимание. Так, реализуется целый ряд национальных проектов, которые так или иначе с этим связаны: «Экологическое благополучие», «Молодёжь и дети», «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Инфраструктура для жизни» и прочие. Кроме того, за последние несколько лет был разработан целый ряд стратегических документов на государственном уровне, например, Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 года №3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2025 года», Указ Президента России от 26 октября 2023 года № 812 об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации и другие.
В-третьих, можно констатировать уверенный запрос на устойчивое развитие всех сфер жизни со стороны российского общества, в том числе, запрос на экологическое благополучие и устойчивое развитие территорий.

Механизмы развития
Все вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о том, что сегодня для государственных и муниципальных управленцев актуальным вопросом является поиск эффективных механизмов устойчивого развития территорий.
Одним из элементов таких механизмов могут быть экологические стандарты − документы, которые создаются для конкретных территорий и учитывают экологические, климатические, географические, а также социально-экономические особенности их развития. Примерами внедрения этих документов для устойчивого управления территориями являются Экологический стандарт Челябинской области, разработанный в 2020 году, и Экологический стандарт городского округа города Вологды, разработанный в 2022 году. Предприятия, работающие в Челябинской области и Вологде, активно присоединяются к экологическим стандартам и берут на себя повышенные обязательства, связанные со вкладом в устойчивое развитие территорий. Наиболее эффективными инструментами реализации таких стандартов является разработка региональных и муниципальных проектов и программ, решающих конкретные экологические и социальные задачи, заложенные в экологических стандартах (например, проекты по организации раздельного сбора отходов, программы по экологическому просвещению молодежи и т.д.).
Принятие Экологического стандарта в Вологде стало частью стратегии «ЭкоВологда» и оказало комплексное влияние на развитие города не только в сфере экологии, но также в экономической и социальной сферах. Так, в рамках формирования «зелёного каркаса» увеличилась площадь озеленения до 14 кв. м на человека; стартовала реализация ряда муниципальных проектов, таких как «Пластик ноль», направленных на внедрение экономики замкнутого цикла; активизировалось развитие экологичного транспорта и т.д. Согласование таких документов, как Генплан города, рассчитанный до 2035 года, и Экологического стандарта делают город более привлекательным для инвесторов. Все перечисленные достижения позволили Вологде получить федеральное признание и статус экологического лидера среди городов.

Жёсткость vs гибкость
Одной из особенностей экологических стандартов является их регуляторная гибкость − в отличие от жёстких нормативных правовых актов экологические стандарты не содержат обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность, они являются документами, подразумевающими добровольное участие. Это обстоятельство делает их достаточно привлекательными, поскольку они не накладывают дополнительных обязательств на хозяйствующих субъектов, но при этом добровольный характер этих документов предполагает необходимость создания дополнительных стимулов для обеспечения их реализации.
Здесь есть три аспекта: первый – планы мероприятий по реализации стандарта, второй – механизм присоединения к стандарту и добровольной отчётности о его исполнении и третий – инструменты стимулирования присоединения, которые объяснят, зачем бизнесу и иным организациям в регионе или городе брать на себя дополнительные обязательства.
В первую очередь для обеспечения реализации экологического стандарта необходимо разработать поэтапные планы мероприятий, в которых определяется график таких мероприятий и перечень уполномоченных лиц от администрации региона или города, ответственных за реализацию конкретных разделов стандарта. Такие планы должны подразумевать возможность их корректировки по результатам определённого периода.
Апробация стандарта в Челябинской области
Механизмы присоединения к стандарту могут быть разными. Одним из вариантов может стать декларация о присоединении к стандарту, которую заполняет предприятие или иная другая организация, и берёт на себя обязательства добровольно соблюдать заложенные в стандарте положения. И алгоритм соответствия стандарту, который может включать разработку комплексного плана природоохранных мероприятий и листа самооценки соответствия стандарту, а также предоставление отчёта о его выполнении и проверка выполнения плана – именно такой алгоритм реализуется в Челябинской области.
К Экологическому стандарту в Челябинской области присоединились более 30 предприятий. В рамках реализации стандарта администрация и предприятия Челябинска и Магнитогорска взяли на себя повышенные обязательства. Челябинск активно работает над тем, чтобы к 2026 году существенно снизить количество выбросов загрязняющих веществ − на 45,5 % по сравнению с показателями 2017 года (они составляли 31,5 %). Магнитогорск намеревается сокращать выбросы на 25 %. Таким образом, в том числе благодаря положениям, заложенным в Экологическом стандарте, предприятия Челябинской области внедряют экологические решения, которые позволяют достигать довольно амбициозные цели по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Важность муниципального уровня
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя России. К вопросам местного значения относится: установление местных налогов, распоряжение имуществом и муниципальной землей, организация водоснабжения и водоотведения, строительство объектов теплоснабжения, дороги и транспорт, жильё, вопросы ЧС, обеспечение досуга, обеспечение услуг организаций культуры, вопросы обращения с отходами, благоустройство территорий, вопросы территориального планирования и градостроительного зонирования, планировка территорий, вопросы строительства и эксплуатации объектов недвижимости и многое другое.
Таким образом, непосредственная реализация положений международных договоров, Конституции России, федеральных и региональных законов и других нормативных правовых актов осуществляется именно на местах. И именно от местных властей и администраций городов во многом зависит эффективность реализации экологических и социальных прав и гарантий населению, предусмотренных на федеральном и региональном уровнях. Другими словами, качество жизни людей в городах и других населённых пунктах, то есть на местах, зависит непосредственно от того, как будут внедрены и реализованы те или иные социальные, экономические и экологические программы и проекты.




