Функциональные и зелёные решения на примере проекта для агрогородка под Минском. Проект стал лауреатом конкурса проектов зелёных крыш «Green Roof Challenge».
Автор: Анастасия Антипович
Предлагаемая архитектурная концепция – это общеобразовательная школа, где помимо обычных классов предусмотрены помещения для занятий по ботанике, рукоделию, рисованию, гончарному делу, музыке, робототехнике, компьютерным технологиям, а также составляющая экологичного воспитания в виде зелёных крыш и зимнего сада.
Объёмно-планировочные решения
Визитной карточкой данной школы являются объёмно-планировочные решения комплекса, где учебный процесс переплетается с игровым, не ограничиваясь пространством класса – учащиеся находятся в среде, где природа и антропогенная среда органично интегрированы друг в друга. Школьная среда открыта для детских шалостей и экспериментов, она предоставляет свободу действий и креатива, за счёт чего школьники приобретают незаменимый опыт, осознанность и ответственность за принятие решений. При этом всё происходит под незримым контролем взрослых посредством современной системы видеонаблюдения, что исключает возможные негативные последствия.
Территория
Согласно проекту, школа располагается в молодом агрогородке Колодищи в Минской области Беларуси. Здесь застройка представлена современными индивидуальными домами. Численность населения Колодищ около 19, 6 тыс. человек. Наблюдается положительный прирост населения. Агрогородок имеет сообщение с Минском по автомобильной и железной дорогам.
При разработке проекта ставилась задача создать не только школу по современным запросам населения, но и обеспечить его полноценным перечнем досуговых и спортивно-развлекательных услуг, т.е. сформировать необходимое спортивное наполнение на участке вокруг школы. Сюда заложены такие спортплощадки, как спортивное ядро, площадки для занятия волейболом, баскетболом, настольным теннисом, физической культурой, а также площадки 1–4 классов, 5–9 классов для активного и тихого отдыха. Предусмотрена опытно-образовательная зона с участками для выращивания различных культур, а также парковочные места для работников и родителей школьников.
Здание школы
Школа на 520 мест состоит из двух параллелей с 1 по 11 классы. Максимальное наполнение класса составляет 25 учащихся. Здание школы состоит из трёх трёхэтажных корпусов, соединённых остеклённой галереей. Главный корпус имеет подвал.
Конструктивная система смешанная: каркасно-монолитная – железобетонные колонны с кирпичным заполнением, из того же материала диафрагмы жёсткости. Каркасная стальная конструкция – для атриума и дугообразного подъёма на кровлю. У спортивного же корпуса – железобетонный каркас с фермами.
Все корпуса связаны между собой остеклённой галереей. Она также служит местом отдыха. По задумке там должны располагаться обучающие автоматы с коллективными логическими играми, куда встроены механизмы мотивации и поощрения школьников. Со второго этажа этой галереи можно спуститься на улицу несколькими способами: по горке, канатной сетке, стенке для скалолазания или по обычной лестнице.
Главный корпус представлен в виде нескольких террасированных этажей с «прыгающими» окнами в классах. Фасад облицован фактурными керамическими панелями «под дерево».
Функциональные зоны
У входа в главный корпус посетителей встречает экологичный брусчатый амфитеатр, плавно перетекающий в озеленённые кармашки с лестницей и пандусом, сопровождающими их по дуге на кровлю этого же корпуса. Внутри здания ядром композиции является атриум. Он разделён на открытую и закрытую зоны с помощью остеклённого перехода. На первом этаже вокруг атриума расположены: холл, блок кружковых кабинетов, столовая с кафетерием, группа помещений отдыха для учителей. А на втором – блок учебных кабинетов для 5–8 классов, актовый зал, кабинет учительской. На третьем этаже – блок учебных кабинетов для 9–11 классов, современная библиотека и административные помещения. В подвале расположены раздевалки, мастерские и хозяйственные помещения.
На каждом этаже вокруг атриума, опоясанного коммуникационной галереей, устроены разнообразные зоны для отдыха школьников с учётом их разного темперамента. Для более активных ребят выделена полоса для бега вокруг атриума, тут же, в остеклённой дуге, созданы условия для спокойного отдыха – письменный стол тянется вдоль всего учебного блока со стульями-пуфиками различной высоты, из этого пространства открывается вид в атриум на сад.
Зимний сад
Декоративный сад – символ органичного сожительства людей и природы. Одна его часть, остеклённая сетчатой оболочкой на кровле, вместе с остеклённой галереей создаёт благоприятные условия для растений, требующих круглогодичного тепла или не переносящих заморозки. Она также поддерживает температурно-влажностный режим, инсоляцию и аэрацию в учебном блоке. В неостеклённом атриуме, куда попадает снег и дождь, залетают насекомые и птицы, созданы все условия для жизни флоры и фауны. Школьники могут наблюдать за развитием жизни в природе, участвовать в поддержании соответствующей среды.
Такая организация пространства даст учащимся понимание, как можно благотворно и безвредно для обеих сторон, человечества и природы, сосуществовать, принося друг другу взаимную пользу.
Эковоспитание
В здании интегрированы участки природных объектов таким образом, чтобы воспитать в учениках культуру отношения к флоре и фауне, осознанному обращению с ней. В главном корпусе и здании начальных классов у парадной лестницы организован мини-сад с деревом – оно вполне может стать «деревом желаний» детей. А эллипсоидный атриум главного корпуса представлен на каждом вышерасположенном этаже более широким радиусом, нежели на нижнем, что создаёт телескопичность, и при этом на каждом таком ярусе появляется терраса с травяным покровом вдоль него. Только представьте весной эти ярусы в почвопокровных цветущих растениях! Есть ещё одно нестандартное решение – на эвакуационной лестнице главного корпуса между маршами на канатах подвешен поддон с травами.
Зелёные крыши
Согласно проекту, у всех корпусов зелёная кровля. Она выполняет компенсирующую функцию по всей площади застройки. Проектом предусмотрено использование гипоаллергенных растений, засухоустойчивых трав и многолетних кустарников. В этой комбинации они создают выразительный природный ландшафт.
Пирог кровли включает слои железобетонной плиты покрытия, гидро- и теплоизоляции, барьер для корней, дренажный и фильтрующий слои, плодородный грунт, соответствующий высаживаемым растениям. Общая толщина покрытия варьируется от 80 см до 1 м, зависит от высоты насыпи грунта, исходя из характеристик зелёных насаждений. Дренажный мат позволяет растениям выживать даже в засушливое лето.
На зелёной кровле главного корпуса также используется газон для отдыха. Он требует периодической стрижки, внесения удобрений и полива. Однако при должном уходе этот газон создает учащимся отличное место для проведения внеучебного времени: можно свободно бегать босиком, устраивать пикники, проводить внеклассные мероприятия и делать домашнее задание.
А на крыше главного корпуса есть остеклённое пространство для проведения занятий и астрономических наблюдений при любых погодных условиях. При этом кровля открыта к посещению для всех желающих. Взобраться на неё можно по дуговой конструкции с лестницей и пандусом с уровня земли в любое время.
Таким образом сформированная среда вдохновляет школьников активно познавать мир. Но, несомненно, все нестандартные решения организации пространства принесут свои плоды только в том случае, если образовательная программа будет их использовать и интегрировать в учебную деятельность.