Новый взгляд на общеобразовательную школу

10.02.2023

Функциональные и зелёные решения на примере проекта для агрогородка под Минском. Проект стал лауреатом конкурса проектов зелёных крыш «Green Roof Challenge».

Автор: Анастасия Антипович

Предлагаемая архитектурная концепция – это общеобразовательная школа, где помимо обычных классов предусмотрены помещения для занятий по ботанике, рукоделию, рисованию, гончарному делу, музыке, робототехнике, компьютерным технологиям, а также составляющая экологичного воспитания в виде зелёных крыш и зимнего сада.

Объёмно-планировочные решения

Визитной карточкой данной школы являются объёмно-планировочные решения комплекса, где учебный процесс переплетается с игровым, не ограничиваясь пространством класса – учащиеся находятся в среде, где природа и антропогенная среда органично интегрированы друг в друга. Школьная среда открыта для детских шалостей и экспериментов, она предоставляет свободу действий и креатива, за счёт чего школьники приобретают незаменимый опыт, осознанность и ответственность за принятие решений. При этом всё происходит под незримым контролем взрослых посредством современной системы видеонаблюдения, что исключает возможные негативные последствия.

Ситуационная схема

Территория

Согласно проекту, школа располагается в молодом агрогородке Колодищи в Минской области Беларуси. Здесь застройка представлена современными индивидуальными домами. Численность населения Колодищ около 19, 6 тыс. человек. Наблюдается положительный прирост населения. Агрогородок имеет сообщение с Минском по автомобильной и железной дорогам.
При разработке проекта ставилась задача создать не только школу по современным запросам населения, но и обеспечить его полноценным перечнем досуговых и спортивно-развлекательных услуг, т.е. сформировать необходимое спортивное наполнение на участке вокруг школы. Сюда заложены такие спортплощадки, как спортивное ядро, площадки для занятия волейболом, баскетболом, настольным теннисом, физической культурой, а также площадки 1–4 классов, 5–9 классов для активного и тихого отдыха. Предусмотрена опытно-образовательная зона с участками для выращивания различных культур, а также парковочные места для работников и родителей школьников.

Генеральный план школы

Здание школы

Школа на 520 мест состоит из двух параллелей с 1 по 11 классы. Максимальное наполнение класса составляет 25 учащихся. Здание школы состоит из трёх трёхэтажных корпусов, соединённых остеклённой галереей. Главный корпус имеет подвал.
Конструктивная система смешанная: каркасно-монолитная – железобетонные колонны с кирпичным заполнением, из того же материала диафрагмы жёсткости. Каркасная стальная конструкция – для атриума и дугообразного подъёма на кровлю. У спортивного же корпуса – железобетонный каркас с фермами.
Все корпуса связаны между собой остеклённой галереей. Она также служит местом отдыха. По задумке там должны располагаться обучающие автоматы с коллективными логическими играми, куда встроены механизмы мотивации и поощрения школьников. Со второго этажа этой галереи можно спуститься на улицу несколькими способами: по горке, канатной сетке, стенке для скалолазания или по обычной лестнице.
Главный корпус представлен в виде нескольких террасированных этажей с «прыгающими» окнами в классах. Фасад облицован фактурными керамическими панелями «под дерево».

Функциональные зоны

У входа в главный корпус посетителей встречает экологичный брусчатый амфитеатр, плавно перетекающий в озеленённые кармашки с лестницей и пандусом, сопровождающими их по дуге на кровлю этого же корпуса. Внутри здания ядром композиции является атриум. Он разделён на открытую и закрытую зоны с помощью остеклённого перехода. На первом этаже вокруг атриума расположены: холл, блок кружковых кабинетов, столовая с кафетерием, группа помещений отдыха для учителей. А на втором – блок учебных кабинетов для 5–8 классов, актовый зал, кабинет учительской. На третьем этаже – блок учебных кабинетов для 9–11 классов, современная библиотека и административные помещения. В подвале расположены раздевалки, мастерские и хозяйственные помещения.
На каждом этаже вокруг атриума, опоясанного коммуникационной галереей, устроены разнообразные зоны для отдыха школьников с учётом их разного темперамента. Для более активных ребят выделена полоса для бега вокруг атриума, тут же, в остеклённой дуге, созданы условия для спокойного отдыха – письменный стол тянется вдоль всего учебного блока со стульями-пуфиками различной высоты, из этого пространства открывается вид в атриум на сад.

Зимний сад

Декоративный сад – символ органичного сожительства людей и природы. Одна его часть, остеклённая сетчатой оболочкой на кровле, вместе с остеклённой галереей создаёт благоприятные условия для растений, требующих круглогодичного тепла или не переносящих заморозки. Она также поддерживает температурно-влажностный режим, инсоляцию и аэрацию в учебном блоке. В неостеклённом атриуме, куда попадает снег и дождь, залетают насекомые и птицы, созданы все условия для жизни флоры и фауны. Школьники могут наблюдать за развитием жизни в природе, участвовать в поддержании соответствующей среды.
Такая организация пространства даст учащимся понимание, как можно благотворно и безвредно для обеих сторон, человечества и природы, сосуществовать, принося друг другу взаимную пользу.

Внутренний двор с растениями

Эковоспитание

В здании интегрированы участки природных объектов таким образом, чтобы воспитать в учениках культуру отношения к флоре и фауне, осознанному обращению с ней. В главном корпусе и здании начальных классов у парадной лестницы организован мини-сад с деревом – оно вполне может стать «деревом желаний» детей. А эллипсоидный атриум главного корпуса представлен на каждом вышерасположенном этаже более широким радиусом, нежели на нижнем, что создаёт телескопичность, и при этом на каждом таком ярусе появляется терраса с травяным покровом вдоль него. Только представьте весной эти ярусы в почвопокровных цветущих растениях! Есть ещё одно нестандартное решение – на эвакуационной лестнице главного корпуса между маршами на канатах подвешен поддон с травами.

Зелёные крыши

Согласно проекту, у всех корпусов зелёная кровля. Она выполняет компенсирующую функцию по всей площади застройки. Проектом предусмотрено использование гипоаллергенных растений, засухоустойчивых трав и многолетних кустарников. В этой комбинации они создают выразительный природный ландшафт.

Пирог кровли включает слои железобетонной плиты покрытия, гидро- и теплоизоляции, барьер для корней, дренажный и фильтрующий слои, плодородный грунт, соответствующий высаживаемым растениям. Общая толщина покрытия варьируется от 80 см до 1 м, зависит от высоты насыпи грунта, исходя из характеристик зелёных насаждений. Дренажный мат позволяет растениям выживать даже в засушливое лето.

На зелёной кровле главного корпуса также используется газон для отдыха. Он требует периодической стрижки, внесения удобрений и полива. Однако при должном уходе этот газон создает учащимся отличное место для проведения внеучебного времени: можно свободно бегать босиком, устраивать пикники, проводить внеклассные мероприятия и делать домашнее задание.

А на крыше главного корпуса есть остеклённое пространство для проведения занятий и астрономических наблюдений при любых погодных условиях. При этом кровля открыта к посещению для всех желающих. Взобраться на неё можно по дуговой конструкции с лестницей и пандусом с уровня земли в любое время.
Таким образом сформированная среда вдохновляет школьников активно познавать мир. Но, несомненно, все нестандартные решения организации пространства принесут свои плоды только в том случае, если образовательная программа будет их использовать и интегрировать в учебную деятельность.

Анастасия Антипович
Архитектурный факультет Белорусского национального университета

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ Череповец администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность