Снег и лёд: главная проблема зимней урбанистики в России

10.02.2025
Зима в городе давно является бесконечным источником шуток о том, что снег зимой как всегда выпал неожиданно, и коммунальные службы оказались к этому не готовы. Эта шутка недалека от истины, потому что способов борьбы со снегом и гололёдом существует множество: от использования реагентов до ручной уборки, но какого-то единого оптимального решения так и не сформулировано. Рассмотрим преимущества и недостатки разных методов уборки снега.

Автор: Пётр Иванов

Снег и гололёд − неизбежные спутники зимы в наших широтах. Так как снег создаёт риски для дорожного движения, а гололёд связан с повышенным травматизмом и ДТП, то с этим нужно что-то делать. Однако какого-то единого решения в наших городах пока не появилось. Администрации экспериментируют с разными вариантами, предлагаемыми различными компаниями.

В отношении проблемы снега и гололёда может быть принято радикальное решение − ничего не делать. Жители Санкт-Петербурга регулярно сталкиваются с таким вариантом и шутят на тему того, что гололёд − новый вид городского транспорта. Медленнее чем такси, но быстрее чем пешком.

Тем не менее, допустим, что администрация города всё-таки озабочена этим вопросом и хочет что-то делать. Тогда есть широкий спектр сценариев, разной степени сложности в исполнении и разной степени дороговизны.

Снегоуборочная техника

Наиболее дешёвый сценарий − расчищать дороги обычным трактором с лезвием, а пешеходные пути посыпать песком. Это доступно даже администрациям небольших и небогатых городов, и чаще всего практикуется на малых территориях. Песок повышает сцепление подошв ботинок пешеходов с поверхностью и препятствует травматизму. При уборке снега трактором возникает две проблемы − образование сугробов вдоль дорог и риск образования снежного наката на дорогах, что приводит к тому, что в городах, практикующих подобный подход, вождение зимой становится сложным и опасным. А в случае потепления снег, смешанный с песком, образует грязь, на уборку которой, как правило, уже нет финансовых ресурсов.

Гранитная крошка

Альтернатива песку − гранитная крошка. Она дороже, но даёт лучшее сцепление с поверхностью и в случае потепления не создаёт грязи. В отличие от песка её можно собрать и использовать повторно. Другое дело, что в Европе для сбора крошки используют специальную дорожную технику, на которую далеко не каждый российский муниципалитет способен изыскать средства.

Ручной труд

Ещё один вариант борьбы с гололёдом и снегом − ручной труд. Лёд вручную разбивается, снег вручную расчищается, а дальше возможны два сценария: либо укладывать снег и лёд в сугробы, либо собирать в грузовики и везти на снегоплавильные станции. Сугробы проблемны тем, что при больших объёмах могут вызывать переуплотнение грунта и ломать своим весом растения, а также тем, что при потеплении образовывают подтопление территории, что может быть вредно для благоустройства и озеленения. Грузовики и снегоплавильные станции проблемны тем, что для их использования их нужно иметь, что приводит к удорожанию и без того не самого дешёвого сценария. Даже несмотря на привлечение в некоторых городах к расчистке снега и льда как к общественным работам осуждённых, вручную расчистить даже небольшой город − это огромный труд.

Снег и соль

Теперь перейдём к более технологичным сценариям. Очевидно, что снег и лёд − это агрегатные состояния воды, на которые можно повлиять химически. Скажем, соль обладает свойством снижения температуры кристаллизации воды. Не бесконечно, но в целом можно рассчитывать на то, что до определённой температуры соль будет работать. Первое достижение химической науки на ниве борьбы со снегом и льдом − песко-соляная смесь. Песок по-прежнему играет роль абразивного элемента, а соль помогает льду и снегу превращаться в воду. А в сумме со снегом − в грязь, которую нужно убирать специальной техникой или вручную. К сожалению, далеко не все города могут себе позволить такую технику, а ручного труда требуется много. Поэтому зачастую коммунальщики оставляют грязь. Это приводит к тому, что засоляются почвы (а значит, гибнет придорожная часть растений) и портится обувь горожан. Так что при своей химической логичности песко-соляная смесь имеет существенные ограничения.

Муравьиная кислота

Ещё одно достижение химии − реагенты, содержащие муравьиную кислоту. Муравьиная кислота, в отличие от соли, безвредна для почвы, а также работает при более низких температурах, что и преподносят в качестве преимуществ производители реагентов. Но дальше начинаются сплошные минусы. Если не убирать растворённые реагентами снег и лёд (а как мы знаем, ресурс на уборку у муниципалитетов не всегда имеется в наличии), то муравьиная кислота ещё сильнее, чем соль, испортит обувь. Также она растворяет краску на автомобилях и автобусах, вызывает химические ожоги на лапах выгуливаемых собак и стоит на порядок дороже других средств для борьбы со снегом и льдом.

Политическое измерение

Скандалы вокруг экспериментов с реагентами, содержащими муравьиную кислоту, за последние годы возникали во многих городах: от Красноярска до Санкт-Петербурга. Очевидно, что эксперименты с ней могут себе позволить только обеспеченные города, для которых разница в цене песка и реагента не столь значима. В Красноярске, например, история с реагентами была чуть ли не самым заметным городским конфликтом в 2020-2021 годах, после чего мэр города предложил разгневанным горожанам эксперимент: часть города обрабатывать песко-соляной смесью, а часть − реагентом с муравьиной кислотой. По результатам эксперимента было принято решение, что для спокойствия горожан лучше применять песко-соляную смесь.

В других городах возникали похожие ситуации, за вычетом того, что экспериментов не проводилось, и от муравьиной кислоты отказывались без диалога с горожанами. К сожалению, ни один российский город, даже региональные столицы богатых регионов, пока не может себе позволить полноценную систему уборки снежной каши, насыщенной реагентами, т.к. это требует очень больших затрат на уборочную технику и коммунальщиков с лопатами.

Пока нет какой-то лучшей практики борьбы со снегом и гололёдом: одновременно и простой в исполнении, и экологичной, и доступной городскому бюджету. Эксперименты в российских городах будут продолжаться, и возможно однажды мы придём к победному сценарию. Но пока его нет.

Пётр Иванов
социолог города бюро исследований Гражданская инженерия, редактор Телеграм-канала "Урбанизм как смысл жизни"

Статьи по теме

Темы статей

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность