Автор: Пётр Иванов
Снег и гололёд − неизбежные спутники зимы в наших широтах. Так как снег создаёт риски для дорожного движения, а гололёд связан с повышенным травматизмом и ДТП, то с этим нужно что-то делать. Однако какого-то единого решения в наших городах пока не появилось. Администрации экспериментируют с разными вариантами, предлагаемыми различными компаниями.
В отношении проблемы снега и гололёда может быть принято радикальное решение − ничего не делать. Жители Санкт-Петербурга регулярно сталкиваются с таким вариантом и шутят на тему того, что гололёд − новый вид городского транспорта. Медленнее чем такси, но быстрее чем пешком.
Тем не менее, допустим, что администрация города всё-таки озабочена этим вопросом и хочет что-то делать. Тогда есть широкий спектр сценариев, разной степени сложности в исполнении и разной степени дороговизны.
Снегоуборочная техника
Наиболее дешёвый сценарий − расчищать дороги обычным трактором с лезвием, а пешеходные пути посыпать песком. Это доступно даже администрациям небольших и небогатых городов, и чаще всего практикуется на малых территориях. Песок повышает сцепление подошв ботинок пешеходов с поверхностью и препятствует травматизму. При уборке снега трактором возникает две проблемы − образование сугробов вдоль дорог и риск образования снежного наката на дорогах, что приводит к тому, что в городах, практикующих подобный подход, вождение зимой становится сложным и опасным. А в случае потепления снег, смешанный с песком, образует грязь, на уборку которой, как правило, уже нет финансовых ресурсов.
Гранитная крошка
Альтернатива песку − гранитная крошка. Она дороже, но даёт лучшее сцепление с поверхностью и в случае потепления не создаёт грязи. В отличие от песка её можно собрать и использовать повторно. Другое дело, что в Европе для сбора крошки используют специальную дорожную технику, на которую далеко не каждый российский муниципалитет способен изыскать средства.
Ручной труд
Ещё один вариант борьбы с гололёдом и снегом − ручной труд. Лёд вручную разбивается, снег вручную расчищается, а дальше возможны два сценария: либо укладывать снег и лёд в сугробы, либо собирать в грузовики и везти на снегоплавильные станции. Сугробы проблемны тем, что при больших объёмах могут вызывать переуплотнение грунта и ломать своим весом растения, а также тем, что при потеплении образовывают подтопление территории, что может быть вредно для благоустройства и озеленения. Грузовики и снегоплавильные станции проблемны тем, что для их использования их нужно иметь, что приводит к удорожанию и без того не самого дешёвого сценария. Даже несмотря на привлечение в некоторых городах к расчистке снега и льда как к общественным работам осуждённых, вручную расчистить даже небольшой город − это огромный труд.
Снег и соль
Теперь перейдём к более технологичным сценариям. Очевидно, что снег и лёд − это агрегатные состояния воды, на которые можно повлиять химически. Скажем, соль обладает свойством снижения температуры кристаллизации воды. Не бесконечно, но в целом можно рассчитывать на то, что до определённой температуры соль будет работать. Первое достижение химической науки на ниве борьбы со снегом и льдом − песко-соляная смесь. Песок по-прежнему играет роль абразивного элемента, а соль помогает льду и снегу превращаться в воду. А в сумме со снегом − в грязь, которую нужно убирать специальной техникой или вручную. К сожалению, далеко не все города могут себе позволить такую технику, а ручного труда требуется много. Поэтому зачастую коммунальщики оставляют грязь. Это приводит к тому, что засоляются почвы (а значит, гибнет придорожная часть растений) и портится обувь горожан. Так что при своей химической логичности песко-соляная смесь имеет существенные ограничения.
Муравьиная кислота
Ещё одно достижение химии − реагенты, содержащие муравьиную кислоту. Муравьиная кислота, в отличие от соли, безвредна для почвы, а также работает при более низких температурах, что и преподносят в качестве преимуществ производители реагентов. Но дальше начинаются сплошные минусы. Если не убирать растворённые реагентами снег и лёд (а как мы знаем, ресурс на уборку у муниципалитетов не всегда имеется в наличии), то муравьиная кислота ещё сильнее, чем соль, испортит обувь. Также она растворяет краску на автомобилях и автобусах, вызывает химические ожоги на лапах выгуливаемых собак и стоит на порядок дороже других средств для борьбы со снегом и льдом.
Политическое измерение
Скандалы вокруг экспериментов с реагентами, содержащими муравьиную кислоту, за последние годы возникали во многих городах: от Красноярска до Санкт-Петербурга. Очевидно, что эксперименты с ней могут себе позволить только обеспеченные города, для которых разница в цене песка и реагента не столь значима. В Красноярске, например, история с реагентами была чуть ли не самым заметным городским конфликтом в 2020-2021 годах, после чего мэр города предложил разгневанным горожанам эксперимент: часть города обрабатывать песко-соляной смесью, а часть − реагентом с муравьиной кислотой. По результатам эксперимента было принято решение, что для спокойствия горожан лучше применять песко-соляную смесь.
В других городах возникали похожие ситуации, за вычетом того, что экспериментов не проводилось, и от муравьиной кислоты отказывались без диалога с горожанами. К сожалению, ни один российский город, даже региональные столицы богатых регионов, пока не может себе позволить полноценную систему уборки снежной каши, насыщенной реагентами, т.к. это требует очень больших затрат на уборочную технику и коммунальщиков с лопатами.
Пока нет какой-то лучшей практики борьбы со снегом и гололёдом: одновременно и простой в исполнении, и экологичной, и доступной городскому бюджету. Эксперименты в российских городах будут продолжаться, и возможно однажды мы придём к победному сценарию. Но пока его нет.