Работа с освещением на природных территориях

11.11.2024
Недавно команда специалистов IND выиграла в конкурсе по проектированию природного парка «Олений». Задача заключалась не только в разработке новых маршрутов и программировании территории, но и в применении комплексного подхода, где приоритет отдаётся сохранению природных экосистем: с повышением туристической привлекательности сохраняется экологическая ценность и минимизируется антропогенное воздействие, в том числе через внимательную работу с освещением, о котором и пойдёт речь в этом материале.

Авторы: Анна Жвирблис, Анна Константинова

Олений парк − уникальная территория с богатой природой. Он располагается в Липецкой области и занимает около 3000 гектаров. Люди приезжают сюда соприкоснуться с природой: наблюдают за тысячами диких животных, которые свободно передвигаются по территории в естественных условиях.

Известно, что искусственный свет оказывает сильное влияние на биоритмы всех живых существ, и именно устойчивое, экологичное освещение парка легло в основу концепции проектирования. Таким образом сформировалось наше первое правило «Человек – гость».

Посетив эту местность, мы были очарованы красотой темноты и звёздного неба. В Манифесте ответственного наружного света один из пунктов гласит: «Проектирование стоит начинать с темноты и добавлять свет только в случае, если он необходим территории и при этом не вредит виду на звёзды». Именно этот тезис и встал во главу принципов концепции освещения.

Почему мы к нему обратились? Манифест определяет десять ключевых принципов для создания устойчивой и здоровой световой среды. Документ был создан Каролиной М. Зеленской-Дабковской, руководителем исследовательской группы ILLUME Гданьского технологического университета, и Рускином Хартли, генеральным директором команды IDA. Мы считаем необходимым говорить об актуальных вопросах в профессиональном сообществе, обеспечивая заказчика актуальной информацией и возможностями для реализации.

Творчество специалистов по свету и живописцев во многом пересекается. Работа с тенью является сложной задачей, требующей любви к её загадке и постоянного изучения.

Анализ международного опыта позволил выявить дополнительные принципы, которые можно использовать при работе с природными территориями. Например,

  • можно избежать бликов и рассеянного света, особенно в естественных условиях, устанавливая экранированные светильники близко к земле;
  • предпочтение отдавать тёплым тонам света (2700 К или ниже) для уменьшения синего света;
  • светильники должны иметь высокий класс защиты от проникновения насекомых и низкую температуру поверхности для защиты диких животных.

Внедрение оптимальных цветовых спектров в освещение является важным шагом в направлении устойчивого взаимодействия с природой. Исследования показывают, что свет с более длинными волнами, например, в янтарном или красном спектре, оказывает минимальное воздействие на ночных животных и насекомых. Важно учитывать биоритмы флоры и фауны, а также их реакцию на разный тип освещения. Это влияет на физиологические характеристики.

Данные исследования раскрывает в своей книге Каролина М. Зеленская-Дабковская «Биофильный дизайн» (кратко – «Биофильный дизайн и свет» − QPRO), компания BEGA выпустила ряд публикаций о влиянии на насекомых и животных (bega.com/en/knowledge/), а также создала собственную технологию по управлению температурой света и светового потока светильников, направленного на уменьшение влияния на биосферу. 

Так, особенности территории диктуют основные принципы, а из функционального зонирования следует светоцветовое зонирование. Выделенные принципы задают тон дальнейшим световым решениям, которые гармонично впишутся в природную среду.

Прежде всего, на схеме были отмечены зоны темноты − это места обитания животных, которые исключают возможность антропогенного вмешательства. На специальных площадках для наблюдения человек становится невидимым наблюдателем.

Световые приёмы

Точки входа на территорию являются первым опытом и впечатлением о ней, поэтому, освещая основные ориентиры, мы усиливаем общее впечатление и помогаем человеку их интуитивно выявлять, идентифицировать. А точки внимания, подчёркнутые светом, направляют гостя по двору, создают последовательный маршрут.

Улучшается удобство пешеходных связей и их читаемость. Места активности на плане сформировали собой нанизанные на тёмную нить, деликатные световые маяки. Бережно формируя инфраструктуру парка, не следует забывать и про необходимый свет на транзитах и общественных центрах. Это обеспечивает безопасность и минимальный уровень освещенности.

Наши территории зачастую обладают своей уникальной системой маршрутов. Важно изучить генеральный план, транспортную стратегию и классификацию по назначению, чтобы избежать возможности столкновения конфликтов.

Творческая интерпретация особенностей и ключевых характеристик места является основой для разработки уникальных решений, которые отражают его сущность. Этот процесс представляет собой наиболее креативную стадию, где мы можем позволить себе мечтать и придумывать оригинальные подходы.

Идентичность территории играет решающую роль в формировании светового дизайн-кода, который служит визуальным языком, передающим уникальность места. В результате создаются оригинальные решения, которые не только акцентируют характерные черты города, но и предлагают разнообразные сценарии взаимодействия с его пространством. Эти сценарии могут варьироваться от функциональных до эстетических, обеспечивая богатый спектр возможностей для восприятия и использования. Световой дизайн становится инструментом, который не только украшает, но и усиливает связь между городом и его обитателями, создавая значимый опыт.

  • Выключается свет, посетитель фестиваля заблудится в лабиринте светящихся стогов сена.
  • Найдёт старые световые колбы в садах зелёной лаборатории.
  • Найдёт маяк − притягательный акцентный свет на водонапорной башне.

Размышляя о глубокой связи с местом, мы посчитали важным подробнее рассказать о местном фотографе-натуралисте, чьи работы отражают уникальную красоту и характер местной природы. В музее парка будет представлена экспозиция его фотографий, где каждая картина будет освещена встроенными светодиодами. Это освещение не только акцентирует внимание на деталях изображений, но и создаёт особую атмосферу, передавая графическое сообщение во внешний мир.

Для одних посетителей это станет мимолётным моментом, а для других − возможностью для глубокого и длительного погружения в мир природы, запечатлённый через объектив фотографа. Таким образом, свет становится неотъемлемой частью экспозиции, усиливая эмоциональное восприятие и создавая уникальный опыт взаимодействия с искусством.

Анна Жвирблис
ландшафтный архитектор IND, член команды победителей концепции благоустройства набережной Верх-Исетского пруда в г. Екатеринбурге, спикер в структуре курса по мастер-планированию на базе STEMPS

Статьи по теме

Темы статей

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность