Авторы: Анна Жвирблис, Анна Константинова
Олений парк − уникальная территория с богатой природой. Он располагается в Липецкой области и занимает около 3000 гектаров. Люди приезжают сюда соприкоснуться с природой: наблюдают за тысячами диких животных, которые свободно передвигаются по территории в естественных условиях.
Известно, что искусственный свет оказывает сильное влияние на биоритмы всех живых существ, и именно устойчивое, экологичное освещение парка легло в основу концепции проектирования. Таким образом сформировалось наше первое правило «Человек – гость».

Посетив эту местность, мы были очарованы красотой темноты и звёздного неба. В Манифесте ответственного наружного света один из пунктов гласит: «Проектирование стоит начинать с темноты и добавлять свет только в случае, если он необходим территории и при этом не вредит виду на звёзды». Именно этот тезис и встал во главу принципов концепции освещения.
Почему мы к нему обратились? Манифест определяет десять ключевых принципов для создания устойчивой и здоровой световой среды. Документ был создан Каролиной М. Зеленской-Дабковской, руководителем исследовательской группы ILLUME Гданьского технологического университета, и Рускином Хартли, генеральным директором команды IDA. Мы считаем необходимым говорить об актуальных вопросах в профессиональном сообществе, обеспечивая заказчика актуальной информацией и возможностями для реализации.
Творчество специалистов по свету и живописцев во многом пересекается. Работа с тенью является сложной задачей, требующей любви к её загадке и постоянного изучения.
Анализ международного опыта позволил выявить дополнительные принципы, которые можно использовать при работе с природными территориями. Например,
- можно избежать бликов и рассеянного света, особенно в естественных условиях, устанавливая экранированные светильники близко к земле;
- предпочтение отдавать тёплым тонам света (2700 К или ниже) для уменьшения синего света;
- светильники должны иметь высокий класс защиты от проникновения насекомых и низкую температуру поверхности для защиты диких животных.

Внедрение оптимальных цветовых спектров в освещение является важным шагом в направлении устойчивого взаимодействия с природой. Исследования показывают, что свет с более длинными волнами, например, в янтарном или красном спектре, оказывает минимальное воздействие на ночных животных и насекомых. Важно учитывать биоритмы флоры и фауны, а также их реакцию на разный тип освещения. Это влияет на физиологические характеристики.
Данные исследования раскрывает в своей книге Каролина М. Зеленская-Дабковская «Биофильный дизайн» (кратко – «Биофильный дизайн и свет» − QPRO), компания BEGA выпустила ряд публикаций о влиянии на насекомых и животных (bega.com/en/knowledge/), а также создала собственную технологию по управлению температурой света и светового потока светильников, направленного на уменьшение влияния на биосферу.

Так, особенности территории диктуют основные принципы, а из функционального зонирования следует светоцветовое зонирование. Выделенные принципы задают тон дальнейшим световым решениям, которые гармонично впишутся в природную среду.
Прежде всего, на схеме были отмечены зоны темноты − это места обитания животных, которые исключают возможность антропогенного вмешательства. На специальных площадках для наблюдения человек становится невидимым наблюдателем.
Световые приёмы

Точки входа на территорию являются первым опытом и впечатлением о ней, поэтому, освещая основные ориентиры, мы усиливаем общее впечатление и помогаем человеку их интуитивно выявлять, идентифицировать. А точки внимания, подчёркнутые светом, направляют гостя по двору, создают последовательный маршрут.
Улучшается удобство пешеходных связей и их читаемость. Места активности на плане сформировали собой нанизанные на тёмную нить, деликатные световые маяки. Бережно формируя инфраструктуру парка, не следует забывать и про необходимый свет на транзитах и общественных центрах. Это обеспечивает безопасность и минимальный уровень освещенности.
Наши территории зачастую обладают своей уникальной системой маршрутов. Важно изучить генеральный план, транспортную стратегию и классификацию по назначению, чтобы избежать возможности столкновения конфликтов.

Творческая интерпретация особенностей и ключевых характеристик места является основой для разработки уникальных решений, которые отражают его сущность. Этот процесс представляет собой наиболее креативную стадию, где мы можем позволить себе мечтать и придумывать оригинальные подходы.
Идентичность территории играет решающую роль в формировании светового дизайн-кода, который служит визуальным языком, передающим уникальность места. В результате создаются оригинальные решения, которые не только акцентируют характерные черты города, но и предлагают разнообразные сценарии взаимодействия с его пространством. Эти сценарии могут варьироваться от функциональных до эстетических, обеспечивая богатый спектр возможностей для восприятия и использования. Световой дизайн становится инструментом, который не только украшает, но и усиливает связь между городом и его обитателями, создавая значимый опыт.
- Выключается свет, посетитель фестиваля заблудится в лабиринте светящихся стогов сена.
- Найдёт старые световые колбы в садах зелёной лаборатории.
- Найдёт маяк − притягательный акцентный свет на водонапорной башне.

Размышляя о глубокой связи с местом, мы посчитали важным подробнее рассказать о местном фотографе-натуралисте, чьи работы отражают уникальную красоту и характер местной природы. В музее парка будет представлена экспозиция его фотографий, где каждая картина будет освещена встроенными светодиодами. Это освещение не только акцентирует внимание на деталях изображений, но и создаёт особую атмосферу, передавая графическое сообщение во внешний мир.
Для одних посетителей это станет мимолётным моментом, а для других − возможностью для глубокого и длительного погружения в мир природы, запечатлённый через объектив фотографа. Таким образом, свет становится неотъемлемой частью экспозиции, усиливая эмоциональное восприятие и создавая уникальный опыт взаимодействия с искусством.
