Автор: редакция журнала «Экоурбанист»
В России фиксируется рост осадков и увеличение частоты экстремальных ливней. По данным Росгидромета, в 2024 году среднегодовая сумма осадков составила 101 % от нормы, в Сибири — 114 %, а в южной части Европейской России — лишь 74 %. Синоптики отмечают долгосрочный тренд: прибавка в среднем 1,8 % за десятилетие.
Краткосрочные, но мощные ливни перегружают ливневую канализацию и разрушают покрытия: вода скапливается на поверхности, проникает в трещины и при перепадах температуры ускоряет разрушение асфальта и бетона. В итоге автомобили буксуют, пешеходы лишаются нормального передвижения, а города несут дополнительные расходы на аварийные ремонты.
Учащение экстремальных осадков — новая реальность к которой приходится адаптироваться проектировщикам городской среды. Исследование ВШЭ и РАН, опубликованное в «Science of the Total Environment» в июне 2025 года, включает экстремальные осадки в список пяти основных современных российских климатических рисков. Особенно высок риск экстремальных осадков в европейской части России и на юге Дальнего Востока. В таких условиях, когда ливневая канализация, спроектированная по старым нормативам, не справляется (или вообще отсутствует), внедрение водопроницаемых покрытий может стать хорошим адаптивным решением, снимающее ударную нагрузку с «серой» инфраструктуры (см. статью про адаптацию городов к климатическим изменениям).

Водопроницаемые покрытия
Водопроницаемое покрытие — это многослойная конструкция, позволяющая дождевой воде просачиваться сквозь поверхность в подстилающие слои грунта или специальные накопители, а не скатываться в ливневую канализацию. Поры в материале верхнего слоя обеспечивают высокую пропускную способность для влаги. Перечислим основные материалы и технологии.
Пористый асфальт или асфальтобетон — специальная смесь с уменьшенным содержанием мелких фракций и высоким содержанием щебня, создающая сеть сообщающихся пустот 15–25 % пористости. Пропускает до 1000–1500 литров воды в час на м². Используется для дорог и парковок.
Пористый бетон или дренирующий цементобетон — бетонная смесь с крупным заполнителем и минимальным количеством песка, формирующая жёсткую, но высокопористую структуру. Морозостойкий материал подходит для тротуаров, площадей и зон с высокой нагрузкой.

Экоплитка, фильтрационная плитка или газонная решётка — бетонные, пластиковые или полимерные модули с крупными ячейками, заполняемыми щебнем, грунтом и травой. Идеальна для пешеходных зон, откосов, парковок легкового транспорта. Сочетает дренаж с озеленением.

Неожиданной популярностью георешётки пользуются в конных клубах. «Георешётка — удачное решение для зоны постоянного пребывания лошадей. Покрытие пропускает и распределяет влагу, благодаря чему поверхность быстро подсыхает после дождя и не превращается в грязь. Это экологичный и эстетичный вариант, который одновременно снижает риск травм у лошадей и облегчает уход за территорией», — рассказала ведущий архитектор бюро KNKO Кристина Теплякова.
Пористая резина или полимерное покрытие — материал из переработанных шин или полимеров. Эластичен, бесшовен. Хорошо амортизирует и дренирует. Часто используются на детских площадках и спортивных дорожках.

Модульные системы — бетонные или пластиковые плиты с технологичными отверстиями для быстрого отвода воды. Просты в укладке и обслуживании.
Преимущества использования водопроницаемых покрытий
- Разгрузка ливневой канализации. При обильных дождях вода не бежит потоком к колодцам, а уходит прямо через поверхность. Пиковые нагрузки снижаются в разы, и коллекторы перестают работать на пределе. Для проектировщиков городской среды это означает, что не нужно закладывать огромные трубы и дорогостоящие насосные станции. Можно распределить нагрузку по участку и выиграть в экономике.
- Защита от подтоплений. Вода перестаёт подмывать фундамент и разрушать тротуары. Представьте двор, где после дождя не образуются канавы и колеи — плитка не плавает, асфальт не идёт трещинами. Это продлевает жизнь покрытиям и экономит бюджеты на ремонтах.
- Безопасность и удобство. На сухом покрытии пешеход не рискует поскользнуться, а водитель не буксует. Жалобы жителей на грязь у подъездов после дождя или лёд зимой и в межсезонье — проницаемая поверхность решает эти проблемы еще на этапе проектирования.
- Вода для растений. Запечатенные со всех сторон городские деревья наконец начинают получать дождевую воду из почвы, а не только с поверхности кроны.
- Микроклимат. В жару испаряющаяся влага охлаждает воздух у поверхности. В местах с плотной застройкой это снижает эффект «раскалённого асфальта», делая двор или улицу более комфортными.
- Комфорт и экономика. Самое простое: после ливня на площадке нет луж, а на парковке — грязных потёков. Как следствие, меньше аварийных ремонтов, меньше затрат на расширение ливневой сети и дольше живущее покрытие.
Все эти преимущества показывают главное: водопроницаемые покрытия сегодня не дополнительная опция, а необходимость для городов. Они работают там, где традиционная система не справляется: принимают воду сразу на поверхности и распределяют её по слоям, вместо того чтобы перегружать коллекторы.
Осадки: удерживать и распределять
Согласно исследованию ВШЭ, проведённому на основе анкетирования 102 городов, средний уровень обеспеченности улиц ливневой канализацией составляет всего 40 %. В одних городах, таких как Волгодонск, Мытищи или Калуга, показатель достигает 100 %, в других — едва дотягивает до 2–5 % (Копейск, Орск, Чита). Обзор ситуации с российской ливневой канализацией мы уже публиковали ранее. Такая неравномерность напрямую влияет на устойчивость городов к экстремальным осадкам. При этом большая часть сетей проектировалась еще по нормативам 1970-х годов и давно не соответствует современным нагрузкам.
Отсюда и привычная картина: подтопленные улицы, размытые тротуары, перегруженная канализация со сбросами в реки, многомиллионные убытки. И каждый новый ливень делает проблему только заметнее. Опора исключительно на расширение и ремонт «серой» инфраструктуры — тупиковый путь. Решение — смена парадигмы: управление ливневыми стоками через комбинацию традиционных систем и «зелёной» инфраструктуры.
«Водопроницаемые покрытия не просто пропускают воду через дорожное покрытие, они помогают городу справляться с климатическими изменениями: снижают нагрузку на ливнёвки, минимизируют риск локальных подтоплений, задерживают поток дождя. За счёт испарения они помогают снижать “эффект теплового острова” и охлаждать город. В контексте концепции “города-губки” такие покрытия становятся частью комплексной зелёной инфраструктуры. Вместе с дождевыми садами и зелёными насаждениями они создают комфорт и устойчивость к экстремальной погоде», — считает Назар Добровольский, урбанист и учредитель Строительной экосистемы «Звезда».
4 шага для подготовки инфраструктуры к новой климатической реальности
Шаг 1. Закладывать решения в генпланы. После катастрофического ливня 2011 года, когда в Копенгагене за один час выпало около 100 мм осадков и ущерб превысил 800 млн евро, город изменил правила планирования. В генплан внесли Cloudburst Management Plan: улицы проектируют как «ливневые бульвары», парки становятся резервуарами, а тротуары и площади — дренирующими поверхностями. В результате новые кварталы строятся сразу с водопроницаемыми покрытиями, и это снижает риск подтоплений на десятилетия вперёд.
Шаг 2. Совмещать «зелёную» и «серую» инфраструктуру. Например в Роттердаме система Rain(a)way объединяет дренирующую плитку, дождевые сады и подземные резервуары. Вода сначала уходит в пористое покрытие, затем фильтруется через грунт и используется для полива. В районах с плотной застройкой это снизило поверхностный сток на 20–30 % и уменьшило нагрузку на коллекторы.
Шаг 3. Фиксировать требования в нормах. При проектировании парковок и тротуаров должно действовать правило: покрытия должны обеспечивать инфильтрацию осадков. В Берлине такие решения позволяют снизить объём воды, попадающей в канализацию, до 50 % по сравнению с традиционным асфальтом.
Шаг 4. Развивать компетенции проектировщиков. Для этого можно создавать отдельные программы повышения квалификации. Например в Школе Экоурбаниста можно пройти онлайн курс по проектированию водно-зелёной инфраструктуры. А в Сингапуре национальное водное агентство PUB организовало центры подготовки специалистов, где архитекторов и инженеров учат подбирать материалы адаптированные к локальной климатической зоне. Результат впечатляющий: площадь подтопляемых территорий сократилась с 3200 га в 1970-х до менее 30 га сегодня — за счёт комбинации дренирующих покрытий, резервуаров и умных сенсоров.
Подготовка инфраструктуры — это стратегическая работа: закладывать водопроницаемые покрытия в генпланы, закреплять нормы, учить специалистов. Только так город получает устойчивость и экономит миллионы на ремонтах.

Ист0чник: https://knko.pro
Водопроницаемые покрытия работают не только на масштабном уровне, когда речь идет о целых кварталах или уличных реконструкциях. Они становятся востребованным инструментом и в частных проектах, где архитекторы решают задачи точечно — от благоустройства двора до организации кровли. Здесь на первый план выходят не только инженерные свойства материала, но и его эстетика, возможность создавать уютные, живые пространства.
Это определит устойчивость городов завтра
Водопроницаемые покрытия — это больше, чем новая технология дорожного строительства. Это инструмент, который позволяет городам адаптироваться к изменяющемуся климату и справляться с последствиями экстремальных осадков. Они разгружают ливневую канализацию, продлевают жизнь дорогам, делают улицы безопаснее и комфортнее.
Развитие рынка водопроницаемых покрытий в России тормозят три главных фактора: более высокие первоначальные затраты, недостаточная осведомлённость градостроителей и нехватка грамотной поддержки и стандартизации.
«Чтобы этот инструмент стал повсеместным, важно усилить три направления: обучающие программы для всех причастных к проектированию и благоустройству города, государственные или муниципальные субсидии на первые пилотные проекты, а также примеры удачных релевантных кейсов, демонстрирующих эффект и рентабельность», — комментирует основатель «Звезды» Н. Добровольский.
Однако в городах России уже не первый год используются водопроницаемые покрытия. Как пример можно привести московские парки Зарядье и Щукино, питерский парк 300-летия Санкт-Петербурга, казанские набережные…
Внедрение таких решений на уровне генпланов, стандартов и частных проектов показывает: речь идёт не о нишевой инновации, а о стратегическом элементе городской устойчивости. В ближайшие годы от того, насколько быстро архитекторы, девелоперы и власти интегрируют водопроницаемые покрытия в практику, будет зависеть не только качество городской среды, но и её способность выдерживать климатические вызовы XXI века.
Источник заглавной фотографии https://ru.freepik.com



