Водопроницаемые покрытия: зачем они нужны городу и как помогают справляться с ливнями

25.08.2025
С глобальным изменением климата экстремальные ливни в России становятся всё более частым явлением. Улицы превращаются в настоящие реки — ливневая канализация часто не справляется с потоками воды. Для властей, архитекторов и градостроителей это прямой вызов: привычные сценарии городской среды перестают работать. В таких условиях водопроницаемые покрытия перестают быть экспериментом — это реальное решение, которое уже работает и в России, и в других странах. Как встроить эту технологию в городскую инфраструктуру – читайте в материале.

Автор: редакция журнала «Экоурбанист»

В России фиксируется рост осадков и увеличение частоты экстремальных ливней. По данным Росгидромета, в 2024 году среднегодовая сумма осадков составила 101 % от нормы, в Сибири — 114 %, а в южной части Европейской России — лишь 74 %. Синоптики отмечают долгосрочный тренд: прибавка в среднем 1,8 % за десятилетие.

Краткосрочные, но мощные ливни перегружают ливневую канализацию и разрушают покрытия: вода скапливается на поверхности, проникает в трещины и при перепадах температуры ускоряет разрушение асфальта и бетона. В итоге автомобили буксуют, пешеходы лишаются нормального передвижения, а города несут дополнительные расходы на аварийные ремонты.

Учащение экстремальных осадков — новая реальность к которой приходится адаптироваться проектировщикам городской среды.  Исследование ВШЭ и РАН, опубликованное в «Science of the Total Environment» в июне 2025 года, включает экстремальные осадки в список пяти основных современных российских климатических рисков. Особенно высок риск экстремальных осадков в европейской части России и на юге Дальнего Востока. В таких условиях, когда ливневая канализация, спроектированная по старым нормативам, не справляется (или вообще отсутствует), внедрение водопроницаемых покрытий может стать хорошим адаптивным решением, снимающее ударную нагрузку с «серой» инфраструктуры (см. статью про адаптацию городов к климатическим изменениям).

Затопление улицы после ливня в Твери
Затопление улицы после ливня в Твери

Водопроницаемые покрытия

Водопроницаемое покрытие — это многослойная конструкция, позволяющая дождевой воде просачиваться сквозь поверхность в подстилающие слои грунта или специальные накопители, а не скатываться в ливневую канализацию. Поры в материале верхнего слоя обеспечивают высокую пропускную способность для влаги. Перечислим основные материалы и технологии.

Пористый асфальт или асфальтобетон — специальная смесь с уменьшенным содержанием мелких фракций и высоким содержанием щебня, создающая сеть сообщающихся пустот 15–25 % пористости. Пропускает до 1000–1500 литров воды в час на м². Используется для дорог и парковок.

Пористый бетон или дренирующий цементобетон — бетонная смесь с крупным заполнителем и минимальным количеством песка, формирующая жёсткую, но высокопористую структуру. Морозостойкий материал подходит для тротуаров, площадей и зон с высокой нагрузкой.

Пористый бетон. Источник: https://www.zaggo.ru
Пористый бетон. Источник: https://www.zaggo.ru

Экоплитка, фильтрационная плитка или газонная решётка — бетонные, пластиковые или полимерные модули с крупными ячейками, заполняемыми щебнем, грунтом и травой. Идеальна для пешеходных зон, откосов, парковок легкового транспорта. Сочетает дренаж с озеленением.

Газонная решётка. Источник https://ecoparkovka.ru/objects
Газонная решётка. Источник https://ecoparkovka.ru/objects

Неожиданной популярностью георешётки пользуются в конных клубах. «Георешётка — удачное решение для зоны постоянного пребывания лошадей. Покрытие пропускает и распределяет влагу, благодаря чему поверхность быстро подсыхает после дождя и не превращается в грязь. Это экологичный и эстетичный вариант, который одновременно снижает риск травм у лошадей и облегчает уход за территорией», — рассказала ведущий архитектор бюро KNKO Кристина Теплякова.

Пористая резина или полимерное покрытие — материал из переработанных шин или полимеров. Эластичен, бесшовен. Хорошо амортизирует и дренирует. Часто используются на детских площадках и спортивных дорожках.

Полимерное покрытие на детской площадке. Источник: https://ecoprom.su/
Полимерное покрытие на детской площадке. Источник: https://ecoprom.su/

Модульные системы — бетонные или пластиковые плиты с технологичными отверстиями для быстрого отвода воды. Просты в укладке и обслуживании.

Преимущества использования водопроницаемых покрытий

  1. Разгрузка ливневой канализации. При обильных дождях вода не бежит потоком к колодцам, а уходит прямо через поверхность. Пиковые нагрузки снижаются в разы, и коллекторы перестают работать на пределе. Для проектировщиков городской среды это означает, что не нужно закладывать огромные трубы и дорогостоящие насосные станции. Можно распределить нагрузку по участку и выиграть в экономике.
  • Защита от подтоплений. Вода перестаёт подмывать фундамент и разрушать тротуары. Представьте двор, где после дождя не образуются канавы и колеи — плитка не плавает, асфальт не идёт трещинами. Это продлевает жизнь покрытиям и экономит бюджеты на ремонтах.
  • Безопасность и удобство. На сухом покрытии пешеход не рискует поскользнуться, а водитель не буксует. Жалобы жителей на грязь у подъездов после дождя или лёд зимой и в межсезонье — проницаемая поверхность решает эти проблемы еще на этапе проектирования.
  • Вода для растений. Запечатенные со всех сторон городские деревья наконец начинают получать дождевую воду из почвы, а не только с поверхности кроны.
  • Микроклимат. В жару испаряющаяся влага охлаждает воздух у поверхности. В местах с плотной застройкой это снижает эффект «раскалённого асфальта», делая двор или улицу более комфортными.
  • Комфорт и экономика. Самое простое: после ливня на площадке нет луж, а на парковке — грязных потёков. Как следствие, меньше аварийных ремонтов, меньше затрат на расширение ливневой сети и дольше живущее покрытие.

Все эти преимущества показывают главное: водопроницаемые покрытия сегодня не дополнительная опция, а необходимость для городов. Они работают там, где традиционная система не справляется: принимают воду сразу на поверхности и распределяют её по слоям, вместо того чтобы перегружать коллекторы.

Осадки: удерживать и распределять

Согласно исследованию ВШЭ, проведённому на основе анкетирования 102 городов, средний уровень обеспеченности улиц ливневой канализацией составляет всего 40 %. В одних городах, таких как Волгодонск, Мытищи или Калуга, показатель достигает 100 %, в других — едва дотягивает до 2–5 % (Копейск, Орск, Чита). Обзор ситуации с российской ливневой канализацией мы уже публиковали ранее. Такая неравномерность напрямую влияет на устойчивость городов к экстремальным осадкам. При этом большая часть сетей проектировалась еще по нормативам 1970-х годов и давно не соответствует современным нагрузкам.

Отсюда и привычная картина: подтопленные улицы, размытые тротуары, перегруженная канализация со сбросами в реки, многомиллионные убытки. И каждый новый ливень делает проблему только заметнее. Опора исключительно на расширение и ремонт «серой» инфраструктуры — тупиковый путь. Решение — смена парадигмы: управление ливневыми стоками через комбинацию традиционных систем и «зелёной» инфраструктуры.

«Водопроницаемые покрытия не просто пропускают воду через дорожное покрытие, они помогают городу справляться с климатическими изменениями: снижают нагрузку на ливнёвки, минимизируют риск локальных подтоплений, задерживают поток дождя. За счёт испарения они помогают снижать эффект теплового острова и охлаждать город. В контексте концепции города-губки такие покрытия становятся частью комплексной зелёной инфраструктуры. Вместе с дождевыми садами и зелёными насаждениями они создают комфорт и устойчивость к экстремальной погоде», — считает Назар Добровольский, урбанист и учредитель Строительной экосистемы «Звезда».

4 шага для подготовки инфраструктуры к новой климатической реальности

Шаг 1. Закладывать решения в генпланы. После катастрофического ливня 2011 года, когда в Копенгагене за один час выпало около 100 мм осадков и ущерб превысил 800 млн евро, город изменил правила планирования. В генплан внесли Cloudburst Management Plan: улицы проектируют как «ливневые бульвары», парки становятся резервуарами, а тротуары и площади — дренирующими поверхностями. В результате новые кварталы строятся сразу с водопроницаемыми покрытиями, и это снижает риск подтоплений на десятилетия вперёд.

Шаг 2. Совмещать «зелёную» и «серую» инфраструктуру. Например в Роттердаме система Rain(a)way объединяет дренирующую плитку, дождевые сады и подземные резервуары. Вода сначала уходит в пористое покрытие, затем фильтруется через грунт и используется для полива. В районах с плотной застройкой это снизило поверхностный сток на 20–30 % и уменьшило нагрузку на коллекторы.

Шаг 3. Фиксировать требования в нормах. При проектировании парковок и тротуаров должно действовать правило: покрытия должны обеспечивать инфильтрацию осадков. В Берлине такие решения позволяют снизить объём воды, попадающей в канализацию, до 50 % по сравнению с традиционным асфальтом.

Шаг 4. Развивать компетенции проектировщиков. Для этого можно создавать отдельные программы повышения квалификации. Например в Школе Экоурбаниста можно пройти онлайн курс по проектированию водно-зелёной инфраструктуры. А в Сингапуре национальное водное агентство PUB организовало центры подготовки специалистов, где архитекторов и инженеров учат подбирать материалы адаптированные к локальной климатической зоне. Результат впечатляющий: площадь подтопляемых территорий сократилась с 3200 га в 1970-х до менее 30 га сегодня — за счёт комбинации дренирующих покрытий, резервуаров и умных сенсоров.

Подготовка инфраструктуры — это стратегическая работа: закладывать водопроницаемые покрытия в генпланы, закреплять нормы, учить специалистов. Только так город получает устойчивость и экономит миллионы на ремонтах.

Водопроницаемые покрытия в проекте частного дома в Московской обл.Ист0чник: https://knko.pro
Водопроницаемые покрытия в проекте частного дома в Московской обл.
Ист0чник: https://knko.pro

Водопроницаемые покрытия работают не только на масштабном уровне, когда речь идет о целых кварталах или уличных реконструкциях. Они становятся востребованным инструментом и в частных проектах, где архитекторы решают задачи точечно — от благоустройства двора до организации кровли. Здесь на первый план выходят не только инженерные свойства материала, но и его эстетика, возможность создавать уютные, живые пространства.

Это определит устойчивость городов завтра

Водопроницаемые покрытия — это больше, чем новая технология дорожного строительства. Это инструмент, который позволяет городам адаптироваться к изменяющемуся климату и справляться с последствиями экстремальных осадков. Они разгружают ливневую канализацию, продлевают жизнь дорогам, делают улицы безопаснее и комфортнее.

Развитие рынка водопроницаемых покрытий в России тормозят три главных фактора: более высокие первоначальные затраты, недостаточная осведомлённость градостроителей и нехватка грамотной поддержки и стандартизации.

«Чтобы этот инструмент стал повсеместным, важно усилить три направления: обучающие программы для всех причастных к проектированию и благоустройству города, государственные или муниципальные субсидии на первые пилотные проекты, а также примеры удачных релевантных кейсов, демонстрирующих эффект и рентабельность», — комментирует основатель «Звезды» Н. Добровольский.

Однако в городах России уже не первый год используются водопроницаемые покрытия. Как пример можно привести московские парки Зарядье и Щукино, питерский парк 300-летия Санкт-Петербурга, казанские набережные…

Внедрение таких решений на уровне генпланов, стандартов и частных проектов показывает: речь идёт не о нишевой инновации, а о стратегическом элементе городской устойчивости. В ближайшие годы от того, насколько быстро архитекторы, девелоперы и власти интегрируют водопроницаемые покрытия в практику, будет зависеть не только качество городской среды, но и её способность выдерживать климатические вызовы XXI века.

Источник заглавной фотографии https://ru.freepik.com

COVID-19 ESG TEEB treetalker Ачинск Бразилия Видное Владивосток Волгоград Вологда Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск Челябинск Череповец администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас водопроницаемые покрытия газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы образование озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экодук экосистемные услуги энергоэффективность