В издательском доме Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» вышла коллективная монография, в которой описывается международный опыт работы с ливневой канализацией − потенциально гибридной серо-зелёной инфраструктурой, подходы к обращению которой могут сильно варьироваться от страны к стране и от города к городу. Из нашего материала вы узнаете результаты исследования российских городов, которое легло в основу этого издания.
Авторы: Александр Абдуллаев, Екатерина Андреева, Сергей Сиваев
Наличие или отсутствие ливневой канализации в городе напрямую влияет на качество городской среды. Недостаточное развитие сети ливневой канализации и её высокая степень износа повышают риски возникновения подтоплений в периоды сильных ливней. Ситуация усложняется в результате изменений климата, приводящих в большинстве регионов России к увеличению интенсивности выпадающих осадков в тёплый период. Авторами монографии «Ливневая канализация в современном городе, от тарификации до инфильтрации» было проведено исследование, направленное на изучение российского и зарубежного опыта управления и финансирования систем ливневой канализации, а также обеспечения устойчивого развития систем отвода поверхностного стока в результате совмещения серой и зелёной инфраструктур.
В монографии рассматриваются следующие вопросы: какова экономическая природа ливневой канализации, как обеспечить устойчивое финансирование ливневой канализации, как сочетать ландшафтные решения по зелёной инфраструктуре в системе ливневой канализации.
Анкетирование российских городов
Анализ текущего состояния ливневой канализации в России проводился на основе анкетных данных 102 городов, переданных весной 2021 года представителями городских администраций, обучавшихся по программе Master of Public Administration (MPA) Московской школы управления СКОЛКОВО и ВЭБ.РФ . В среднем обеспеченность улиц ливневой канализации в рассматриваемых городах составила 40 %. Среди лидеров Волгодонск, Мытищи и Калуга – со 100 % обеспеченностью, наименьшая обеспеченность у Копейска (2 %), Орска (4 %), Читы (5 %). При этом меньше половины исследуемых городов имеют автономную ливневую канализацию.
Проблема бюджетирования
В российской практике обслуживание и развитие ливневой канализации воспринимается как публичная услуга, оплачиваемая местным бюджетом. Часто в случае общих систем ливневой и хозяйственно-бытовой канализации ливневая канализация финансируется через оплату хозяйственно-бытовых стоков потребителями, в первую очередь населением. Практика тарификации услуг по управлению поверхностным стоком, во-первых, слабо развита (её ввели на период исследования около 20 городов), во-вторых, тарифы устанавливаются не для всех выгодоприобретателей, а только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – собственников земельных участков, в третьих, тарифы, устанавливаемые в городах за кубометр отведённого поверхностного стока, сильно разнятся от города к городу.
Практика подключения объектов к централизованной системе ливневой канализации минимальна по причинам непроработанности законодательства и, как следствие, низкой прозрачности и финансовой доступности. Помимо этого, отсутствуют системные подходы в сфере управления ливневой канализации, которой в российской практике занимаются и водоканалы, и дорожные службы, и определённые по конкурсу подрядные организации.
Нормативно-правовое регулирование
Опыт применения зелёной инфраструктуры как части системы отвода поверхностного стока в России минимален. С одной стороны, в СП 82.13330.2016 года закреплены определения для следующих типов зелёной инфраструктуры: дождевые сады, водно-болотные угодья, дренажные траншеи (канавы), биодренажные канавы. В приказе Минстроя от 29.12.2021 №1042/пр также перечисляются способы отвода поверхностного стока при помощи некоторых типов зелёной инфраструктуры. Выпущены методические рекомендации в 2019 году Минстроем РФ для организации управления поверхностным стоком при помощи зелёной инфраструктуры.
С другой стороны, в правилах благоустройства девяти проанализированных городов не содержится информации по строительству зелёной инфраструктуры. Также СП 32.13330.2018, которым необходимо руководствоваться при проектировании системы водоотведения вне зданий, не содержит нормативы проектирования для реализации зелёной инфраструктуры. Анализ других нормативно-правовых актов показал, что на текущий момент правовая база ориентирована на воспроизводство традиционных решений по строительству серой инфраструктуры, без учёта новых вызовов, связанных с вопросами экологии, современными тенденциями градорегулирования и изменением климата. Также авторы монографии приходят к выводу о необходимости разработки методики проектирования зелёной инфраструктуры, включающей критерии размещения и определение ключевых технологических параметров.
Гибридная инфраструктура
В то же время в зарубежной практике активно развивается подход по управлению поверхностным стоком в результате совмещения серой и зелёной инфраструктур. В книге подробно рассматривается опыт США, Германии, Австралии, Великобритании, Китая. Даётся краткий обзор действующих в этих странах нормативно-правовых актов, закреплённых на национальном, региональном и муниципальном уровнях, а также подробно разбираются разные подходы к тарификации услуг поверхностного стока.
После исследования
В результате проведённого исследования авторами были сформированы задачи, требующие последующей проработки, среди них:
- формирование на федеральном уровне законодательства, регулирующего управление поверхностным стоком;
- включение проблематики ливневой канализации в национальный проект формирования комфортной городской среды;
- введение платы за отвод поверхностных вод для собственников земельных участков и понижающие коэффициенты при создании водопроницаемых поверхностей, включая объекты зелёной инфраструктуры;
- внедрение обязательного строительства зелёной инфраструктуры для застройщиков в рамках благоустройства придомовой территории;
- а также проведение образовательных программ, семинаров, нацеленных на расширение и популяризацию опыта реализации зелёной инфраструктуры.
Подробно с содержанием книги можно ознакомиться по ссылке: https://publications.hse.ru/books/845562520.
Также в ноябре 2023 года факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ запускает программу дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ливневой канализации». Подробная информация доступна по ссылке: https://www.hse.ru/news/edu/862835652.html.