Проблемы нормативов «зелёного» проектирования общественных пространств

Автор: Анастасия Мусатова

Нормативное регулирование зелёных насаждений в области проектирования и эксплуатации в России довольно запутано. Оно рассредоточено по множеству различных документов, которые могут противоречить друг другу или наоборот быть слишком общими. Возможный выход из этой ситуации − создание единого регламента на озеленение.

Автор: Анастасия Мусатова

Повышение качества озеленения общественных территорий не только улучшает жизнь и здоровье горожан, но и помогает решению глобальных экосистемных задач. Создание зелёных пространств начинается с проектирования, и здесь, при более детальном погружении, выявляется целый ряд проблем. Во-первых, не хватает высококвалифицированных кадров, не только имеющих глубокие знания и богатый практический опыт работы с живым материалом, но и способных эффективно взаимодействовать с узкими специалистами из разных областей, работать в командах. Второй масштабной проблемой можно назвать сложную нормативную базу для проектирования озеленения, особенно в части дендрологии.

Озеленение как благоустройство

Озеленение относится к благоустройству и регламентируется Градостроительным кодексом РФ и другими градостроительными стандартами, прежде всего СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство» (с изм. №1, 2, 3 и 4) и СП 475.1325800.2020 «Свод правил. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства». Если говорить про малоэтажную застройку, то это СП 30.102.99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений».

Сложность заключается в том, что нормативы по озеленению и дендрологии идут в составе благоустройства, не вынесены в разделы и упоминаются в разрозненных пунктах ГОСТ и СП. Поэтому, при проектировании зелёных пространств, эти пункты приходится находить и вычленять из общих требований.

Например, чтобы создать проект озеленения школы, необходимо учитывать СП 82.13330.2016 «Благоустройство городских и сельских поселений» (п. 4.2б и п. 9.22), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (п. 2.2.1) и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (п. 6.2, 6.4.2), а также общие градостроительные требования СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка городских и сельских поселений» и Градостроительного кодекса РФ.

Проблема газонов

Ещё один характерный пример − газоны, которые встречаются практически в каждом проекте. Создание газонов регламентируется Приказом Госстроя РФ от 15.12.99 г. №153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений» и ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов», но информация там обрывочна, потому конструктивные разрезы в проектах у всех разные. Нередко на чертежах встречается геотекстиль, хотя откуда он взялся – загадка, т.к. в нормативах его нет. Использование геотекстиля в «пироге» под газоном нарушает микробиологические процессы в почве и физиологические − у растений. Это приводит к деградации газонного покрытия, его ослаблению и, часто, гибели. Спортивные же газоны и их конструкции регламентируются совсем другими нормативами – ГОСТ Р 58157-2018 «Поля футбольные с натуральным травяным покрытием» и СП 31.115.2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения».

Стадия «проект»

Много путаницы в стандартах оформления проектной (дендропланы) и рабочей документации. Эти стандарты жёстко регламентированы Постановлением Правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», ГОСТ 21.101-2020 «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ 21.508-2020 «Рабочая документация по генеральным планам», а также ГОСТ 21.204-2020 «Условные графические обозначения элементов генеральных планов». Так, ведомость элементов озеленения согласно ГОСТ относится к рабочей документации, но почти всегда требуется на стадии «проект» для составления сметной документации и прохождения экспертизы. Сама форма ведомости с указанием возраста саженцев неактуальна, логичнее было бы указывать их размеры и маркировку.

Дублирование регламентов

Есть ещё такое явление, как одновременное существование нескольких нормативов по одному и тому же вопросу. Три года назад был принят единый качественно проработанный ГОСТ Р 59370-2021 «Посадочный материал декоративных растений». При этом остались действующими, но не отвечающие запросам общества на качественное озеленение ГОСТ 24909-81 «Саженцы деревьев декоративных лиственных пород», ГОСТ 25769-83 «Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов» и ГОСТ 26869-86 «Саженцы декоративных кустарников». Наличие разных требований к качеству даёт маневр недобросовестным производителям посадочного материала, муниципальным заказчикам и подрядчикам, что сильно снижает приживаемость саженцев, и в результате страдает качество озеленения.

Из своей практики могу привести пример, когда после захода в экспертизу выяснилось, что в Проекте организации строительства (ПОС) указаны одни нормы послепосадочного полива, а в дендрологии – кратно другие (дендрология идёт отдельным альбомом в составе 13 раздела). При создании ПОС руководствовались п. 5.3 СП 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (табл. 3) с расходом 3-4 л/м2, в дендрологии основанием для расчёта послужил п. 3.1.1.2 Приказа Госстроя №153 от 15.12.1999 г. «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений», где указано, что «в среднем полив деревьев следует производить из расчета 30 л/м2 приствольной лунки на почвах лёгкого механического состава», что больше указанного в ПОС в 10 раз.

Новые нормативы

За последнее десятилетие, в связи с развитием Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС), было принято большое количество нормативов в отношении благоустройства и эксплуатации городских территорий. Прежде всего это СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» (с изменениями №1 и №2), ГОСТ Р 70387-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий» и ГОСТ Р 70386-2022 «Благоустройство. Термины». Урбанизация среды и увеличение плотности застройки диктуют новые правила: не так давно был принят ГОСТ Р 58875-2020 «Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений» и совсем недавно ГОСТ Р 71332-2024 «Вертикальное озеленение фасадов зданий и сооружений». Также в СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» появились п. 9.31-9.32 по контейнерному озеленению (добавлены изм. №2 и введены в действие с 2020 г.)

Отслеживать изменения в нормативах – это ещё одна проблема для проектировщика. Изменений так много, что запутаться или пропустить что-то очень легко. Приходится держать руку на пульсе, часто коллеги, в том числе из смежных областей (архитекторы, производители материалов и оборудования) делятся изменениями. Но всё равно бывают упущения. А ведь помимо национальных стандартов есть региональные, и там тоже происходят изменения.

Региональная специфика

Если говорить о региональных нормативах, то их создание часто не оправдано: вместо создания документа для каждого субъекта РФ логичнее принять единый национальный стандарт. Сейчас, например, «Правила создания, содержания и охраны зелёных насаждений» в каждом регионе свои, и качество этих нормативов, если можно так выразиться, очень отличается от региона к региону: в Москве есть отдельный документ, состоящий почти из 500 страниц (Постановление № 743-ПП от 10.09.2002), а, например, в Омске это всего лишь глава в несколько листов. Правила создания и сохранения зелёных насаждений напрямую влияют на качество городской среды и должны быть едиными для всей страны.

Бывает наоборот: требования нормативов слишком общие и не учитывают региональные особенности. В Приказе Госстроя №153 от 15.12.99 г. в п. 3.1.1.3 сказано, что «полив кустарников рекомендуется проводить не менее 3-4 раз за сезон с нормой полива 20-25 л/м2». Хотя режим полива в Краснодарском крае и в Салехарде будет отличаться кардинально.

Было бы хорошо выделить озеленение в отдельный СП, собрав воедино разбросанные в разных разделах стандарты. Изменения бы также хотелось упорядочить, зафиксировать законодательно периодичность внесения коррективов 1-2 раза в год в определенный период. И тогда их можно будет хоть как-то отслеживать.

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370