Проблемы нормативов «зелёного» проектирования общественных пространств

04.11.2024
Нормативное регулирование зелёных насаждений в области проектирования и эксплуатации в России довольно запутано. Оно рассредоточено по множеству различных документов, которые могут противоречить друг другу или наоборот быть слишком общими. Возможный выход из этой ситуации − создание единого регламента на озеленение.

Автор: Анастасия Мусатова

Повышение качества озеленения общественных территорий не только улучшает жизнь и здоровье горожан, но и помогает решению глобальных экосистемных задач. Создание зелёных пространств начинается с проектирования, и здесь, при более детальном погружении, выявляется целый ряд проблем. Во-первых, не хватает высококвалифицированных кадров, не только имеющих глубокие знания и богатый практический опыт работы с живым материалом, но и способных эффективно взаимодействовать с узкими специалистами из разных областей, работать в командах. Второй масштабной проблемой можно назвать сложную нормативную базу для проектирования озеленения, особенно в части дендрологии.

Озеленение как благоустройство

Озеленение относится к благоустройству и регламентируется Градостроительным кодексом РФ и другими градостроительными стандартами, прежде всего СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство» (с изм. №1, 2, 3 и 4) и СП 475.1325800.2020 «Свод правил. Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства». Если говорить про малоэтажную застройку, то это СП 30.102.99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» и СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений».

Сложность заключается в том, что нормативы по озеленению и дендрологии идут в составе благоустройства, не вынесены в разделы и упоминаются в разрозненных пунктах ГОСТ и СП. Поэтому, при проектировании зелёных пространств, эти пункты приходится находить и вычленять из общих требований.

Например, чтобы создать проект озеленения школы, необходимо учитывать СП 82.13330.2016 «Благоустройство городских и сельских поселений» (п. 4.2б и п. 9.22), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (п. 2.2.1) и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (п. 6.2, 6.4.2), а также общие градостроительные требования СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка городских и сельских поселений» и Градостроительного кодекса РФ.

Проблема газонов

Ещё один характерный пример − газоны, которые встречаются практически в каждом проекте. Создание газонов регламентируется Приказом Госстроя РФ от 15.12.99 г. №153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений» и ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов», но информация там обрывочна, потому конструктивные разрезы в проектах у всех разные. Нередко на чертежах встречается геотекстиль, хотя откуда он взялся – загадка, т.к. в нормативах его нет. Использование геотекстиля в «пироге» под газоном нарушает микробиологические процессы в почве и физиологические − у растений. Это приводит к деградации газонного покрытия, его ослаблению и, часто, гибели. Спортивные же газоны и их конструкции регламентируются совсем другими нормативами – ГОСТ Р 58157-2018 «Поля футбольные с натуральным травяным покрытием» и СП 31.115.2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения».

Стадия «проект»

Много путаницы в стандартах оформления проектной (дендропланы) и рабочей документации. Эти стандарты жёстко регламентированы Постановлением Правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», ГОСТ 21.101-2020 «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ 21.508-2020 «Рабочая документация по генеральным планам», а также ГОСТ 21.204-2020 «Условные графические обозначения элементов генеральных планов». Так, ведомость элементов озеленения согласно ГОСТ относится к рабочей документации, но почти всегда требуется на стадии «проект» для составления сметной документации и прохождения экспертизы. Сама форма ведомости с указанием возраста саженцев неактуальна, логичнее было бы указывать их размеры и маркировку.

Дублирование регламентов

Есть ещё такое явление, как одновременное существование нескольких нормативов по одному и тому же вопросу. Три года назад был принят единый качественно проработанный ГОСТ Р 59370-2021 «Посадочный материал декоративных растений». При этом остались действующими, но не отвечающие запросам общества на качественное озеленение ГОСТ 24909-81 «Саженцы деревьев декоративных лиственных пород», ГОСТ 25769-83 «Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов» и ГОСТ 26869-86 «Саженцы декоративных кустарников». Наличие разных требований к качеству даёт маневр недобросовестным производителям посадочного материала, муниципальным заказчикам и подрядчикам, что сильно снижает приживаемость саженцев, и в результате страдает качество озеленения.

Из своей практики могу привести пример, когда после захода в экспертизу выяснилось, что в Проекте организации строительства (ПОС) указаны одни нормы послепосадочного полива, а в дендрологии – кратно другие (дендрология идёт отдельным альбомом в составе 13 раздела). При создании ПОС руководствовались п. 5.3 СП 31.13330.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (табл. 3) с расходом 3-4 л/м2, в дендрологии основанием для расчёта послужил п. 3.1.1.2 Приказа Госстроя №153 от 15.12.1999 г. «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений», где указано, что «в среднем полив деревьев следует производить из расчета 30 л/м2 приствольной лунки на почвах лёгкого механического состава», что больше указанного в ПОС в 10 раз.

Новые нормативы

За последнее десятилетие, в связи с развитием Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС), было принято большое количество нормативов в отношении благоустройства и эксплуатации городских территорий. Прежде всего это СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» (с изменениями №1 и №2), ГОСТ Р 70387-2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий» и ГОСТ Р 70386-2022 «Благоустройство. Термины». Урбанизация среды и увеличение плотности застройки диктуют новые правила: не так давно был принят ГОСТ Р 58875-2020 «Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений» и совсем недавно ГОСТ Р 71332-2024 «Вертикальное озеленение фасадов зданий и сооружений». Также в СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» появились п. 9.31-9.32 по контейнерному озеленению (добавлены изм. №2 и введены в действие с 2020 г.)

Отслеживать изменения в нормативах – это ещё одна проблема для проектировщика. Изменений так много, что запутаться или пропустить что-то очень легко. Приходится держать руку на пульсе, часто коллеги, в том числе из смежных областей (архитекторы, производители материалов и оборудования) делятся изменениями. Но всё равно бывают упущения. А ведь помимо национальных стандартов есть региональные, и там тоже происходят изменения.

Региональная специфика

Если говорить о региональных нормативах, то их создание часто не оправдано: вместо создания документа для каждого субъекта РФ логичнее принять единый национальный стандарт. Сейчас, например, «Правила создания, содержания и охраны зелёных насаждений» в каждом регионе свои, и качество этих нормативов, если можно так выразиться, очень отличается от региона к региону: в Москве есть отдельный документ, состоящий почти из 500 страниц (Постановление № 743-ПП от 10.09.2002), а, например, в Омске это всего лишь глава в несколько листов. Правила создания и сохранения зелёных насаждений напрямую влияют на качество городской среды и должны быть едиными для всей страны.

Бывает наоборот: требования нормативов слишком общие и не учитывают региональные особенности. В Приказе Госстроя №153 от 15.12.99 г. в п. 3.1.1.3 сказано, что «полив кустарников рекомендуется проводить не менее 3-4 раз за сезон с нормой полива 20-25 л/м2». Хотя режим полива в Краснодарском крае и в Салехарде будет отличаться кардинально.

Было бы хорошо выделить озеленение в отдельный СП, собрав воедино разбросанные в разных разделах стандарты. Изменения бы также хотелось упорядочить, зафиксировать законодательно периодичность внесения коррективов 1-2 раза в год в определенный период. И тогда их можно будет хоть как-то отслеживать.

Анастасия Мусатова
ландшафтный дизайнер, проектировщик, бакалавр менеджмента

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность