Журнал «Экоурбанист» поговорил со Светланой Кекиной, начальником отдела охраны окружающей среды и зелёного строительства муниципального казённого учреждения «Дирекция благоустройства города Кирова» о том, как устроена работа с зелёными насаждениями со стороны муниципальной структуры.
Автор: Светлана Кекина
Дирекция благоустройства Кирова − это муниципальная структура, мы работаем по муниципальному заданию по охране окружающей среды. У нашего отдела есть нормы, которые мы должны выполнять по валке деревьев, их обрезке, по посадке деревьев и кустарников.
Я пришла в муниципальную работу активистом. До этого я занималась не только посадкой деревьев и кустарников, но и разработкой проектов и организацией сообществ по проекту для 30 скверов. Я пермакультурный ландшафтный дизайнер и психолог по образованию. Я умею собирать людей. Я занималась тем, что доносила мысль о том, что ухаживать за деревьями и проектировать общественные территории нужно иначе.
Особенности городской обрезки
Когда я только пришла работать в муниципальную организацию, мне казалось, что обрезать деревья, подходить к их валке нужно по-другому. За два года работы мое отношение, например к обрезке, изменилось. Никто из арбористов, частных садовников или горожан не работает с тысячами деревьев ежегодно. Когда говорят, что нужно подойти к дереву, осмотреть его тщательно, − это всё хорошо, но у работников есть 15 минут на то, чтобы обрезать это дерево. Есть нормативная документация, регулирующая то, как делается и как оплачивается эта работа.
Обычные нормы по обрезке деревьев относятся к плодовым деревьям и к частному и декоративному садоводству, но не к городскому озеленению. Вернуться к одному и тому же дереву в течение сезона невозможно. Мы можем прийти к нему и сделать повторную обрезку, только, например, через два-три года.
Муниципальная сезонность
Тут в дело идёт также «городской» подход. Например, жёсткая обрезка клёнов ясенелистных ведётся не в агротехнические сроки, а в зимний период. То есть если сокодвижение закончилось, например, в конце октября, и садоводы работают при температуре до -5 оС, то муниципальное задание предполагает работу 365 дней в году. У нас нет мороза и дождя. Получается, что мы работаем весь сезон. И в -30оС тоже обрезка ведётся.
В этом году мы провели работу в исторической части Кирова, мы готовимся к юбилею города. Деревья к этому моменту уже отросли, крону сформировали. При этом мы смогли сделать валку всех аварийных деревьев, на которую раньше не хватало ни времени, ни средств. Пошли работать улицами, блоками и кварталами. Это вам ответ на вопрос, почему в городе обрезка ведётся по-другому, и почему у горожан от этого глаз дёргается. Ответ в том, что у нас огромные объёмы, огромные темпы работы.
Фактор безопасности
Горожане редко задумываются о безопасности зелёных насаждений. Буквально меньше месяца назад в Кирове ветка дерева упала на ребёнка. Многие горожане начали писать: «Ребята, у нас тоже придите и обрежьте. Вот вообще, как хотите, либо снесите». Пока не произойдёт какой-то такой случай, когда дерево упало на машину, горожане не задумываются о безопасности. Садовники из частного сектора и ландшафтные дизайнеры тоже с этим не сталкиваются. Они могут методично обрезать дерево два часа к ряду, а мы не можем себе этого позволить. Нам важна декоративность, но ещё важна безопасность.
Это только работа с быстрорастущими деревьями: тополями и клёнами ясенелистными. Обрезка для таких деревьев − возможность выжить, потому что иначе − вырубка. При выборе «смерть или операция», мы выбираем операцию.
Уровни зелёных регламентов
Зелёный регламент есть в каждом городе. Общий федеральный регламент не менялся с 1999 года. При этом наши города изменились: дороги, сети, нормы безопасности. Сейчас есть зоны безопасности у тепловиков, водоканала, электриков. У каждой сети есть по два-три метра защитной полосы, где невозможно ничего высаживать. При этом для зелёных насаждений никакие дополнительные нормы не появились.
Идём дальше. У некоторых областей есть законы, охраняющие зелёные насаждения. При вырубке закладывается компенсация высадкой либо деньгами. В Кировской области такого закона нет. Он есть в Нижегородской области, в Пермском крае, в Татарстане, еще в некоторых регионах, но далеко не везде. Сейчас Министерство экологии Кировской области над этим работает. Но в этой работе будет достаточно много препятствий, в первую очередь со стороны застройщиков.
Спускаемся ниже. У нас есть город Киров, и наш отдел работает именно на муниципальной земле, но к муниципальной земле не относятся придомовые, дворовые территории, либо находящиеся в аренде у школы, например, или Дома культуры. То есть мы можем работать только на муниципальной земле, которая по кадастру относится к собственности города. Для этого у нас есть документы: правила внешнего благоустройства, в которых прописано кошение порубочных остатков, обрезка, а также то, что собственник занимается своими насаждениями самостоятельно, за что его можно привлекать к ответственности. Это постановление принято четыре года назад. В нём прописана методология процесса.
Дальше возникает вопрос, на какие средства это реализовывать. У нас есть бюджет, который принимается депутатами раз в год. Также у нас есть документ по охране окружающей среды Кирова. В соответствии с ним у нас есть количество деревьев, которые нужно срубить, обрезать, объём газонов и клумб, которые нужно содержать. Вот это нормативная документация, в соответствии с которой мы действуем.
Оценка зелёных насаждений
Есть в нашем отделе и такое направление работы, как оценка состояния зелёных насаждений. Её производят в соответствии с законом четыре человека. Они формируют акт оценки с рекомендацией к сносу или обрезке, либо к пересадке. Есть документ, содержащий требования к акту: как должен выглядеть, что включать.
Муниципальное задание по программе охраны окружающей среды (валка, обрезка, посадка, содержание) нам ежегодно даёт департамент городского хозяйства в администрации. В нём говорится, что подлежат к вырубке, скажем, две тысячи деревьев. На это выделяются деньги. А где мы их будем сносить, определяют уже либо горожане, либо тот же департамент городского хозяйства. Любой горожанин может увидеть, что недалеко от его дома или места работы есть потенциально опасное дерево. Он пишет на сайт администрации заявление об аварийности дерева. Это является основанием для выезда нашего специалиста по оценке для определения состояния дерева. Он оценивает, требуется ли вырубка, или дерево нуждается в санитарной или омолаживающей обрезке, либо его нужно пересадить. Хотя работать в точечном режиме очень невыгодно. Для обрезки нужны автовышки, ГАЗики для вывоза веток, оплата работы бригад.
Смена подхода
Два года назад мы решили работать улицами. И оценка ведётся улицами. Наши инженеры заранее проходят улицу в течение летнего сезона. С мая по октябрь проводится полная оценка. Времени на одну улицу затрачивается больше, но мы уже к ней не возвращаемся длительный период времени. Также заранее появляются списки на компенсационное озеленение. Скажем, мы сносим две тысячи деревьев, а высаживаем тысячу. При таком подходе мы можем с комфортом планировать посадки.
К сожалению, я не знаю, на основании чего берётся сумма в две тысячи деревьев в муниципальной программе. Это число не меняется последние 10 лет. Мы можем вырубить, например, больше, но оплата будет только за две тысячи деревьев. В каком-то смысле это ситуация патовая, мы ограничены временем, бюджетами, регламентами. Но стараемся в этой ситуации действовать наилучшим возможным образом.