Школа как пространство современной коммуникации

10.03.2023

Школы являются обязательным элементом социальной инфраструктуры. Существующие типовые проекты, как правило, заточены исключительно под выполнение образовательной функции, однако, в реальности школы могут играть комплексную роль в жизни местного сообщества. Проект стал лауреатом конкурса зелёных крыш «GreenRoofChallenge».

Авторы: Евгений Макаренко, Елизавета Овчинникова, Анастасия Коваленко

Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко представила новый подход к типовому проекту школы на 200-400 мест. Размещать такую школу предлагается в посёлках, которые могут строиться в рамках комплексного развития территорий. Между тем такая школа подходит и для новых микрорайонов в городской среде. Чтобы сделать школу нового поколения не просто как здание для учеников, но как пространство для современной коммуникации, мы сформулировали несколько принципов.

Объединение функции образования и общественного центра

Здание школы не просто учебное заведение, но общественный центр для всего посёлка. Внутри запланировано несколько пространств общего, свободного назначения для встреч и собраний людей: холл с амфитеатром, актовый зал, спортивный зал, мастерские.

Нам кажется важным не просто напрямую выполнять функцию помещений школы, но эксплуатировать их с максимальной эффективностью. Для этого помещения наполняются разным содержанием за счёт легкого переустройства пространства: использование актового зала как танцевального в учебное время, переорганизация библиотеки в коворкинг, а мастерских − не только в пространство для учебных занятий.

В школе предусмотрено два места для проведения занятий и досуга на свежем воздухе: эксплуатируемая кровля на втором этаже и внутренний дворик, выход в который расположен на первом этаже.

Особенности зелёной кровли

Важным компонентом школы нового поколения является эксплуатируемая кровля. Такая кровля создает множество преимуществ:

  • Кровля является дополнительным круглогодичным благоустроенным пространством для школьников.
  • В посёлках или микрорайонах, где не так много свободной площади, применение зелёной кровли сохранит небольшое пятно застройки и увеличит рекреационную зону.
  • В летний период зелёная кровля защищает от перегрева, в зимний – является дополнительной теплоизоляцией.
  • Кровля является площадкой для проведения опытов и исследований в области ботаники и биологии.

Применение зелёной кровли в школе особенно актуально, потому что здания школы зачастую имеют разноуровневые объёмы: отдельные объёмы спортзала, столовой, мастерских, начальных классов. За счёт примыкания разноуровневых объёмов достаточно легко сделать часть кровли эксплуатируемой.

В озеленении кровли применены кадки-грядки различной высотности. В кадках повыше могут высаживаться различные декоративные растения: овсянница, вереск, ячмень, тимьян. Кадки поменьше могут стать грядками для овощных культур: помидоров, огурцов, зелени, моркови. Здесь школьники могут сажать растения, ухаживать за ними и собирать урожай. Это дополнительная «зелёная зона» и пространство для активностей, которые помогут завести новые знакомства и полезно провести время на переменах.

Растительный слой представлен в виде экстенсивного озеленения: мха, седумов, злаков и специальных трав. Данные растения не нуждаются в специальном уходе, легко адаптируются под различные климатические условия, а также могут расти в невысоком слое плодородной почвы. Озеленение может меняться в зависимости от климатического района.

Пространства для коммуникации

Все помещения школы в первую очередь ориентированы на учеников. После уроков, чтобы помещения не простаивали, этим пространством могут пользоваться жители посёлка или микрорайона. Для того чтобы жители не мешали учебному процессу, в здании предусмотрено несколько отдельных входов в разные блоки. Это позволит разделить потоки учеников и жителей.

Для создания комфортной среды для общения и взаимодействия людей в здании предусмотрено несколько общих зон. В центральной части школы расположено большое многосветное пространство с амфитеатром, где могут проходить общешкольные собрания, а ученики в свободное время могут общаться.

Варианты конфигурации здания

Возможность адаптироваться

В проекте приведена школа в своей максимальной комплектаций, но её устройство гибко. При меньшем количестве детей в посёлке школа может быть построена без блока начальных классов (он будет перенесён в основной блок), зоны мастерских, актового зала (общие мероприятия могут проходить в общем холле), а также с уменьшенной этажностью. Эти преобразования помогут сохранить небольшое пятно застройки в рамках маленьких посёлков и обеспечат качественное пространство для учащихся.

Конструктивно школа выполнена из панелей CLТ, которые позволяют собрать здание в кратчайшие сроки. Для перекрытия используются панели CLT и LVL-брус. Такая комбинация даёт максимально эффективные возможности по несущей способности, долговечности и надёжности здания.

Евгений Макаренко
основатель и главный архитектор "Мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко"

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность