Школы являются обязательным элементом социальной инфраструктуры. Существующие типовые проекты, как правило, заточены исключительно под выполнение образовательной функции, однако, в реальности школы могут играть комплексную роль в жизни местного сообщества. Проект стал лауреатом конкурса зелёных крыш «GreenRoofChallenge»
Авторы: Евгений Макаренко, Елизавета Овчинникова, Анастасия Коваленко
Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко представила новый подход к типовому проекту школы на 200-400 мест. Размещать такую школу предлагается в посёлках, которые могут строиться в рамках комплексного развития территорий. Между тем такая школа подходит и для новых микрорайонов в городской среде. Чтобы сделать школу нового поколения не просто как здание для учеников, но как пространство для современной коммуникации, мы сформулировали несколько принципов.
Объединение функции образования и общественного центра
Здание школы не просто учебное заведение, но общественный центр для всего посёлка. Внутри запланировано несколько пространств общего, свободного назначения для встреч и собраний людей: холл с амфитеатром, актовый зал, спортивный зал, мастерские.
Нам кажется важным не просто напрямую выполнять функцию помещений школы, но эксплуатировать их с максимальной эффективностью. Для этого помещения наполняются разным содержанием за счёт легкого переустройства пространства: использование актового зала как танцевального в учебное время, переорганизация библиотеки в коворкинг, а мастерских − не только в пространство для учебных занятий.
В школе предусмотрено два места для проведения занятий и досуга на свежем воздухе: эксплуатируемая кровля на втором этаже и внутренний дворик, выход в который расположен на первом этаже.
Особенности зелёной кровли
Важным компонентом школы нового поколения является эксплуатируемая кровля. Такая кровля создает множество преимуществ:
- Кровля является дополнительным круглогодичным благоустроенным пространством для школьников.
- В посёлках или микрорайонах, где не так много свободной площади, применение зелёной кровли сохранит небольшое пятно застройки и увеличит рекреационную зону.
- В летний период зелёная кровля защищает от перегрева, в зимний – является дополнительной теплоизоляцией.
- Кровля является площадкой для проведения опытов и исследований в области ботаники и биологии.
Применение зелёной кровли в школе особенно актуально, потому что здания школы зачастую имеют разноуровневые объёмы: отдельные объёмы спортзала, столовой, мастерских, начальных классов. За счёт примыкания разноуровневых объёмов достаточно легко сделать часть кровли эксплуатируемой.
В озеленении кровли применены кадки-грядки различной высотности. В кадках повыше могут высаживаться различные декоративные растения: овсянница, вереск, ячмень, тимьян. Кадки поменьше могут стать грядками для овощных культур: помидоров, огурцов, зелени, моркови. Здесь школьники могут сажать растения, ухаживать за ними и собирать урожай. Это дополнительная «зелёная зона» и пространство для активностей, которые помогут завести новые знакомства и полезно провести время на переменах.
Растительный слой представлен в виде экстенсивного озеленения: мха, седумов, злаков и специальных трав. Данные растения не нуждаются в специальном уходе, легко адаптируются под различные климатические условия, а также могут расти в невысоком слое плодородной почвы. Озеленение может меняться в зависимости от климатического района.
Пространства для коммуникации
Все помещения школы в первую очередь ориентированы на учеников. После уроков, чтобы помещения не простаивали, этим пространством могут пользоваться жители посёлка или микрорайона. Для того чтобы жители не мешали учебному процессу, в здании предусмотрено несколько отдельных входов в разные блоки. Это позволит разделить потоки учеников и жителей.
Для создания комфортной среды для общения и взаимодействия людей в здании предусмотрено несколько общих зон. В центральной части школы расположено большое многосветное пространство с амфитеатром, где могут проходить общешкольные собрания, а ученики в свободное время могут общаться.
Возможность адаптироваться
В проекте приведена школа в своей максимальной комплектаций, но её устройство гибко. При меньшем количестве детей в посёлке школа может быть построена без блока начальных классов (он будет перенесён в основной блок), зоны мастерских, актового зала (общие мероприятия могут проходить в общем холле), а также с уменьшенной этажностью. Эти преобразования помогут сохранить небольшое пятно застройки в рамках маленьких посёлков и обеспечат качественное пространство для учащихся.
Конструктивно школа выполнена из панелей CLТ, которые позволяют собрать здание в кратчайшие сроки. Для перекрытия используются панели CLT и LVL-брус. Такая комбинация даёт максимально эффективные возможности по несущей способности, долговечности и надёжности здания.