Треть населения России живёт в городах на крупных реках. При этом на речной туризм приходится менее 1 % от общего внутреннего туристического потока. Традиционный круизный и яхтенный туризм считается не самым «зелёным» видом досуга, но современные подходы к его организации и технологии способны изменить эту ситуацию.
Автор: Дарья Коваленко
Россия занимает 2-е место в мире по протяжённости внутренних водных путей: около 120 тыс. км. Вдоль них живёт около 90 млн россиян, из которых 53 млн − на берегах крупных рек.
Эти цифры свидетельствуют о том, что более трети жителей России располагает прямым доступом к отдыху и путешествиям по воде. Очевидно, реки имеют колоссальный потенциал не просто для развития туризма, но и для активации прибрежных территорий и экономики. Однако, исходя из данных Росстата о внутреннем туризме, мало кто пользуется этим: пассажиропоток на экскурсионно-прогулочных речных маршрутах − 2,5 млн человек в год, то есть лишь 3 % населения.
Международная картина
В других странах эти показатели гораздо выше. Лидер по пассажиропотоку − США; в мире на них приходится более половины (51 %) круизных туристов в мире − 11,21 млн человек. Второе место делят Германия и Великобритания: по 15 % или 3,38 млн. Замыкают тройку лидеров Австралия, Италия и Канада: в каждой по 800 тыс. туристов, или 12 %. За ними следуют Китай, Франция, Испания и Норвегия, которые обеспечивают еще 2 млн туристов, или 10 %.
В России тоже возможно добиться высоких результатов. На межрегиональном уровне всё может строиться на планировании единых комплексных маршрутов, который свяжет не только города, но и, например, национальные парки, исторические объекты, туристско-рекреационные комплексы. В круизный туризм важно вовлекать более молодую аудиторию, а яхтенный туризм делать более доступным широкому кругу пользователей.
Развитие Волги
Сегодня наиболее популярная среди туристов река России − Волга. По ней проходит 87 % всех круизных маршрутов страны. Согласно анализу ATLAS, в 64 волжских городах, 11 из которых − малые, проживает 12 млн человек. Все они − потенциальные прямые пользователи речной инфраструктуры, то есть портов, пристаней, марин и яхт-клубов. Суммарно во всех городах Волги насчитывается 859 таких объектов, то есть по одному на каждые 4 км. Только в одном из 10 крупных волжских городов нет официальных яхт-клубов − в Астрахани.
Однако большинство пристаней и причалов в плохом состоянии и доступны далеко не всем горожанам. Часто они находятся на периферии в ИЖС для частных судов. Яхт-центры работают в формате закрытых клубов, изолированных от города. Что касается центров волжских городов, то, как правило, набережные состоят из типовых элементов, выглядят безлико и не отражают характер города. Из-за однообразия и некачественного благоустройства они малопривлекательны для туристов.
То же самое происходит на набережных, примыкающих к природным заповедникам: здесь не хватает комплексных многофункциональных речных туристско-рекреационных комплексов, марин с культурной и гостиничной инфраструктурой, возрождённых речных вокзалов.
Не только круизы
Стимулом для развития набережных и привлечения туристов могут стать не только речные круизы, но и, к примеру, короткие экскурсионные маршруты, водные спортивные активности. Яхтенный туризм также является мощным импульсом к объединению интересантов в качественной водной инфраструктуре в городе.
Круизный туризм набирает обороты − только за 2023 год прирост был 20 %. Но глобально это менее 1 % от общего турпотока. Это не самый экологичный вид транспорта, но зато впечатляющий, например, в связке с концепцией медленного туризма и путешествий по природным достопримечательностям. На Волге шесть заповедников и четыре нацпарка, на левом притоке реки Кама − три нацпарка. Это необходимо усиливать другими видами путешествий по рекам на катерах, яхтах, парусных яхтах.
Кроме того, важно популяризировать отдых на реках как таковой и водные виды спорта. В таком виде современные туристические комплексы и зоны отдыха, например, на Волге, вполне могут конкурировать с отдыхом на море.
Развитие речной инфраструктуры в мире
Межрегиональные модели управления и планирования − это общемировая практика. По такому принципу построена стратегия устойчивого развития реки Дунай (EU Strategy for the Danube Region). Её приоритетами являются увеличение навигации и расширение аудитории туристов, частью этой задачи также является распределение туристских потоков от наиболее нагруженных городов вблизи устья к менее популярным точкам вниз по течению. Для чего, в том числе, требуется развитие прибрежных территорий. Здесь параллельным приоритетом можно назвать расширение спортивной инфраструктуры, которая является значимым самостоятельным аттрактором. Стратегия также уделяет внимание защите прибрежных ООПТ и самой реки, согласуясь с Конвенцией о защите реки Дунай (Danube River Protection Convention), также действующей в бассейне.
Иной пример − стратегический план сотрудничества в бассейне Амазонки (Amazon Cooperation Treaty Organization). Этот план предполагает расширение круизных маршрутов и развитие прибрежной инфраструктуры для его аудитории, меры по работе с природными территориями и привлечению экотуристов на них, а также развитие этнического туризма как части речного.
Ещё один пример − программа ревитализации реки Чхонгечхон в Южной Корее, где в приоритете не только экологическая устойчивость, создание живописных мест для отдыха и инфраструктурное развитие, но расширение событийной программы и привлечение инвестиций для реализации этих целей.
Примеры такого трансграничного сотрудничества не только демонстрируют важность целостного подхода к управлению бассейном реки, но и позволяют выделить несколько важнейших аспектов менеджмента речного туризма.
Что за бортом
Водные круизы − это не только судно, но и точки его остановки, а значит и прибрежная инфраструктура. Качественная инфраструктура привлекает больше туристов как на берег в конкретном городе, так и на борт туристического лайнера в целом, оказываясь взаимовыгодной для операторов и дестинаций.
При том приоритетная сторона в этом сотрудничестве может изменяться. Так Changsha Xiang River West Bank Commercial & Tourism Landscape Zone − пример скорее развёрнутой вовне территории. Зона в 14,3 га совмещает причал и набережную с коммерцией, рекреацией, спортивной и детской инфраструктурой, ландшафтными объектами и смотровыми площадками. Тогда как Spruce Street Harbor Park изначально рассматривался как поп-ап проект с размещением фудмоллов из грузовых контейнеров и зон отдыха, оборудованных площадок с сетками-гамаками над водой. Но популярность среди горожан оказалась достаточной, чтобы инициировать полноценную реконструкцию набережной, создание марины и всесезонной событийной программы. Сегодня набережную посещают в среднем 35 000 человек в неделю, а в пиковые моменты, например в День независимости, это число может удвоиться.
Однако физическая инфраструктура формирует лишь часть привлекательности территории. Её наполнение, события и услуги значительно сказываются как на объёмах посетителей, так и на общем профиле аудитории, что особенно важно в российском контексте, поскольку может позволить привлечь больше категорий туристов, например, более молодых людей в компании или с семьёй. Сегодня крупные точки притяжения располагают обширным спектром таких услуг: от заведений с игровыми автоматами в Мельбурне и фестиваля кинематографа Vukovar Film Festival в городах на Дунае до театра в Марин Сити, музея водопроводных сооружений в Братиславе и ежегодного открытого фестиваля River Stage, прошедшего в этом году на берегах Темзы в Лондоне.
Среди крайне популярного маршрута по Дунаю доминируют города с мировым именем − Вена, Будапешт и Белград. Они привлекательны не только своим историческим центром, но и разнообразием предоставляемых услуг, которые могут быть одной из основных мотиваций для всего круиза вообще. Кроме того, комплексные планы развития туризма задействуют инструменты ревитализации, чтобы создавать новые точки притяжения за пределами самых перегруженных достопримечательностей: променады и торговые улицы, культурные кластеры, центры перформативных искусств, спортивную и велоинфраструктуру.
Контакт с водой
Наконец, рекреационный эффект самой реки трудно переоценить. Вода и речные пейзажи положительно сказываются на ментальном здоровье и когнитивных способностях человека, могут служить катализатором спортивных активностей как на воде, так и на берегах, что напрямую влияет на улучшение физического здоровья. Примерами могут послужить изолированные бассейны для игры в водные виды спорта и медленного отдыха (такие запланированы в Ухане, Нью-Йорке и Лиссабоне); сплавы на каяках (особенно популярные в США и Австралии); катание на коньках зимой, встречающееся одинаково в Швеции и Миннесоте, впрочем, последнее становится менее распространённым, поскольку на реках всё реже полноценно встает лёд. Это служит лишним напоминанием, что подобные возможности рекреации и оздоровления открываются лишь при мирном сосуществовании с рекой, что подчёркивает важность экологического сохранения и восстановления водных тел вместе с развитием туризма на них.
Wuhan Yangtze Riverfront Park − проект на территории в 503 га, который, с одной стороны, совмещает в себе серые берегоукрепительные меры, серию причалов и множество рекреационных активностей на берегу и в воде, на плавучих конструкциях и в изолированных бассейнах. С другой, адаптацию всей береговой линии под циклы разливов реки. Сложная топография и водно-болотные угодья позволяют сохранять озеленённые территории во время затоплений и одновременно использовать их для создания пяти уникальных сред обитания и их комбинаций, что служит, в свою очередь, повышению биоразнообразия в водно-прибрежной экосистеме.
При этом нужно помнить, что устойчивое развитие береговых линий и набережных − крайне важный, но не исчерпывающий шаг в снижении негативных экологических последствий речного туризма, поскольку сами лайнеры могут представлять серьёзную угрозу для экологии реки.
Экологичные технологии речного туризма
Сегодня существуют технологии, позволяющие заметно снизить негативный эффект на окружающую среду от лайнера. Альтернативные силовые агрегаты гибридного формата, работающие на топливе и электричестве, или двигатели на газовом топливе. Это позволяет снижать выбросы в воздух, в том числе бороться с образованием углекислого газа. Передовые операторы ставят себе задачу по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Кроме выбросов, значительной проблемой являются твёрдые отходы и серая и чёрная вода, которые нередко сбрасываются с корабля прямо в течение. Современные круизные лайнеры оснащаются замкнутыми системами очистки воды и переработки мусора, что критически важно, если сегодня мы хотим рассматривать речной туризм как полноценную часть экономики в будущем. Наконец, лайнер − источник значительного шумового и светового загрязнения. Для решения этой проблемы создаются всё более тихие двигатели и системы подключения круизных кораблей к питанию на пристанях, чтобы те могли отключать двигатели пока пришвартованы. Многие компании стремятся ограничить наружное освещение палубы и изолировать внутренние помещения в ночное время, чтобы те издавали меньше света.
Важно помнить, что все эти технологические новшества должны стать обязательной частью круиза вместе, а не по отдельности. Тогда речной туризм сможет раскрыть свой полный потенциал, в том числе как практика «выезд на природу», и не наносить вреда рекам, на которых существует.