Автор: Пётр Иванов
Образование в России порой принято ругать за чрезмерную бюрократизированность, унификацию с одной стороны и олимпиадную ориентированность − с другой. Несмотря на то что архитекторы и урбанисты вовсю вовлечены в проектирование новых школ, эксперты говорят, что в образовании среда определяет качество не более чем на 20 %, остальное же − это администраторы, тьюторы и педагоги. И если мы даже спроектируем самую современную школу, но в новый класс придёт всё та же Марья Ивановна, − нового качества образования мы не получим.
Однако в реальности образование в России крайне неоднородно. Множество экспертов на уровне Министерства образования и различных институций, таких как Институт образования НИУ ВШЭ, МГПУ, РАНХиГС, работают со школами и внедряют в них новые подходы к организации образования.
Продукто-ориентированный подход
Один из современных трендов возникает из понимания, что привычный предметный подход, который был повсеместно реализован в советских школах, уже исчерпал себя и не отвечает реалиям современной жизни. Он избыточно теоретичен: даже во многих передовых школах учащиеся видят реагенты только в руках преподавателя по химии, а классы биологии не оснащены микроскопами. «Технология» (бывший «Труд») предлагает гендерно-спрофилированные задачи: мальчики выпиливают сов лобзиком, а девочки готовят. Такой подход явно не предполагает, что по окончании школы дети будут реально что-то уметь и иметь представление о том, кем они хотят быть.
Сейчас во многих школах по всей стране ведутся эксперименты по внедрению продукто-ориентированного подхода. Он подразумевает, что освоение предметов подчинено решению неких проектных задач. Частным случаем такого подхода можно назвать набирающий популярность STEM-подход. Science, Technology, Engineering, Math − ключевые слагаемые этой системы.
STEM-подход подразумевает, что учащиеся не просто учат математику, химию, физику, естествознание. Он предполагает, что главным инструментом обучения является решение каких-то практических инженерных или научных задач. При этом в некотором смысле учителя находятся с учениками в позиции «равного незнания» − учитель естествознания может не разбираться в том, как сделать фильтры для очистки воды в Байкале, но может помочь школьнику освоить необходимые для их изготовления знания. Поэтому школы, применяющие STEM-подход в большом количестве, производят методические рекомендации, которые вытекают из инсайтов, полученных в ходе учебного процесса.

STEM в Алзамае
К слову о Байкале − в Иркутской области в малых городах есть немало школ, которые придерживаются STEM-подхода. Начальная школа-сад № 16 в крохотном городке Алзамай Нижнеудинского района − хороший тому пример. Начиная с детсадовского возраста у учащихся развивают проектное мышление на реальных вызовах, которые можно обнаружить, проживая в Алзамае.
Некоторые проекты алзамайских учащихся носят характер гражданской науки. Это может быть, например, взятие проб снега в разных районах города и их химический анализ на загрязнение. Это может быть описание и каталогизация характерных для Алзамая видов растений, птиц, животных. Могут быть проекты по выращиванию различных сортов фруктов и овощей на школьном огороде с описанием процесса выращивания. Иркутский планетарий подарил Алзамаю хороший телескоп, чем открыл возможности для проектов в сфере тротуарной астрономии. Алзамай − город небогатый, городское освещение там пока не охватывает всю территорию, поэтому тротуарные астрономы могут находить удобные точки с незасвеченным небом.
Некоторые проекты детей развивают их инженерную фантазию. Школа оснащена оборудованием для занятий робототехникой, и учащиеся разрабатывают роботов под различные задачи. Собственно идея с роботами для очистки воды и берегов Байкала − плод размышлений учащихся школы-сада.
Конкурс малых городов
В 2023 году Алзамай в очередной раз участвовал в конкурсе малых городов и исторических поселений. Архитекторы из бюро «MAD FOX architects» и социологи из бюро исследований «Гражданская инженерия» помогали городу с разработкой заявки. В ходе предпроектного исследования социологи много говорили с алзамайцами о том, что делает их город особенным, и STEM-подход и гражданская наука звучали в этих беседах очень ярко.
В ходе сессий соучаствующего проектирования горожане оценили идею посвятить будущее пространство исследованиям учащихся. Так родилась концепция парка наблюдений «Сошлись не только звёзды». Суть концепции благоустройства нового пространства заключалось в том, чтобы оно создавало максимальные возможности для занятия наукой и тестирования разработок.

В будущем парке было решено установить большой всесезонный некапитальный павильон для проведения лекций, мастер-классов и прочих событий, а также для хранения инвентаря и аппаратуры. Деревянные мостки почти вровень с водой в реке Топорок создавали возможности для наблюдения за речной флорой и фауной, а также за гидрологией реки. А деревянная башня для установки телескопа и возможность легко выключать освещение в парке стали идеальным решением для тротуарной астрономии.
Таким образом, через проектные решения архитекторы поддержали как минимум Science-составляющую STEM-подхода, открыв разнообразные возможности для научных наблюдений учащихся. Информационные стенды и арт-объекты также призваны будить в посетителях парка интерес к исследованиям города и его природы, что может в свою очередь вдохновлять на инженерные проекты.
Проект подсветил особенность города − реализацию STEM-подхода в школах и активное вовлечение учащихся в гражданскую науку. Через пространственные решения вывел эту особенность за пределы школ и рассказывает о ней горожанам и гостям Алзамая. Концепция победила в конкурсе, и в 2024 году началось строительство парка.
Поддержка экспериментов
Поддержка экспериментов в сфере образования − важная задача для современной урбанистики. Школы не обязаны участвовать в экспериментальных программах, ведь это всегда дополнительная нагрузка поверх и без того высокой занятости для администраторов, тьюторов и педагогов. Тем не менее, команды идущих на такие эксперименты школ, формируют действительно важное общественное благо: проектные компетенции учащихся, их интерес к территории, в которой они проживают, как природной, так и городской, а также профориентацию, которая позволяет осознанно выбирать направления дальнейшей учёбы и работы. Причём шанс, что это будет полезная для города и страны профессия, заметно возрастает.