STEM-подход и урбанистика на примере школы в г. Алзамай

21.04.2025
Эксперименты в сфере образования играют большую роль в жизни российских городов, особенно малых. В Алзамае Иркутской области практикуется экспериментальный STEM-подход, являющийся форматом продукто-ориентированного образования, развивающего у учащихся навыки гражданской науки и инженерии. Эта особенность города легла в основу проекта благоустройства парка, который стал победителем на конкурсе малых городов и исторических поселений.

Автор: Пётр Иванов

Образование в России порой принято ругать за чрезмерную бюрократизированность, унификацию с одной стороны и олимпиадную ориентированность − с другой. Несмотря на то что архитекторы и урбанисты вовсю вовлечены в проектирование новых школ, эксперты говорят, что в образовании среда определяет качество не более чем на 20 %, остальное же − это администраторы, тьюторы и педагоги. И если мы даже спроектируем самую современную школу, но в новый класс придёт всё та же Марья Ивановна, − нового качества образования мы не получим.

Однако в реальности образование в России крайне неоднородно. Множество экспертов на уровне Министерства образования и различных институций, таких как Институт образования НИУ ВШЭ, МГПУ, РАНХиГС, работают со школами и внедряют в них новые подходы к организации образования.

Продукто-ориентированный подход

Один из современных трендов возникает из понимания, что привычный предметный подход, который был повсеместно реализован в советских школах, уже исчерпал себя и не отвечает реалиям современной жизни. Он избыточно теоретичен: даже во многих передовых школах учащиеся видят реагенты только в руках преподавателя по химии, а классы биологии не оснащены микроскопами. «Технология» (бывший «Труд») предлагает гендерно-спрофилированные задачи: мальчики выпиливают сов лобзиком, а девочки готовят. Такой подход явно не предполагает, что по окончании школы дети будут реально что-то уметь и иметь представление о том, кем они хотят быть.

Сейчас во многих школах по всей стране ведутся эксперименты по внедрению продукто-ориентированного подхода. Он подразумевает, что освоение предметов подчинено решению неких проектных задач. Частным случаем такого подхода можно назвать набирающий популярность STEM-подход. Science, Technology, Engineering, Math − ключевые слагаемые этой системы.

STEM-подход подразумевает, что учащиеся не просто учат математику, химию, физику, естествознание. Он предполагает, что главным инструментом обучения является решение каких-то практических инженерных или научных задач. При этом в некотором смысле учителя находятся с учениками в позиции «равного незнания» − учитель естествознания может не разбираться в том, как сделать фильтры для очистки воды в Байкале, но может помочь школьнику освоить необходимые для их изготовления знания. Поэтому школы, применяющие STEM-подход в большом количестве, производят методические рекомендации, которые вытекают из инсайтов, полученных в ходе учебного процесса.

Культурно-событийная зона

STEM в Алзамае

К слову о Байкале − в Иркутской области в малых городах есть немало школ, которые придерживаются STEM-подхода. Начальная школа-сад № 16 в крохотном городке Алзамай Нижнеудинского района − хороший тому пример. Начиная с детсадовского возраста у учащихся развивают проектное мышление на реальных вызовах, которые можно обнаружить, проживая в Алзамае.

Некоторые проекты алзамайских учащихся носят характер гражданской науки. Это может быть, например, взятие проб снега в разных районах города и их химический анализ на загрязнение. Это может быть описание и каталогизация характерных для Алзамая видов растений, птиц, животных. Могут быть проекты по выращиванию различных сортов фруктов и овощей на школьном огороде с описанием процесса выращивания. Иркутский планетарий подарил Алзамаю хороший телескоп, чем открыл возможности для проектов в сфере тротуарной астрономии. Алзамай − город небогатый, городское освещение там пока не охватывает всю территорию, поэтому тротуарные астрономы могут находить удобные точки с незасвеченным небом.

Некоторые проекты детей развивают их инженерную фантазию. Школа оснащена оборудованием для занятий робототехникой, и учащиеся разрабатывают роботов под различные задачи. Собственно идея с роботами для очистки воды и берегов Байкала − плод размышлений учащихся школы-сада.

Конкурс малых городов

В 2023 году Алзамай в очередной раз участвовал в конкурсе малых городов и исторических поселений. Архитекторы из бюро «MAD FOX architects» и социологи из бюро исследований «Гражданская инженерия» помогали городу с разработкой заявки. В ходе предпроектного исследования социологи много говорили с алзамайцами о том, что делает их город особенным, и STEM-подход и гражданская наука звучали в этих беседах очень ярко.

В ходе сессий соучаствующего проектирования горожане оценили идею посвятить будущее пространство исследованиям учащихся. Так родилась концепция парка наблюдений «Сошлись не только звёзды». Суть концепции благоустройства нового пространства заключалось в том, чтобы оно создавало максимальные возможности для занятия наукой и тестирования разработок.

Башня для наблюдения за окрестностями и звёздами

В будущем парке было решено установить большой всесезонный некапитальный павильон для проведения лекций, мастер-классов и прочих событий, а также для хранения инвентаря и аппаратуры. Деревянные мостки почти вровень с водой в реке Топорок создавали возможности для наблюдения за речной флорой и фауной, а также за гидрологией реки. А деревянная башня для установки телескопа и возможность легко выключать освещение в парке стали идеальным решением для тротуарной астрономии.

Таким образом, через проектные решения архитекторы поддержали как минимум Science-составляющую STEM-подхода, открыв разнообразные возможности для научных наблюдений учащихся. Информационные стенды и арт-объекты также призваны будить в посетителях парка интерес к исследованиям города и его природы, что может в свою очередь вдохновлять на инженерные проекты.

Проект подсветил особенность города − реализацию STEM-подхода в школах и активное вовлечение учащихся в гражданскую науку. Через пространственные решения вывел эту особенность за пределы школ и рассказывает о ней горожанам и гостям Алзамая. Концепция победила в конкурсе, и в 2024 году началось строительство парка.

Поддержка экспериментов

Поддержка экспериментов в сфере образования − важная задача для современной урбанистики. Школы не обязаны участвовать в экспериментальных программах, ведь это всегда дополнительная нагрузка поверх и без того высокой занятости для администраторов, тьюторов и педагогов. Тем не менее, команды идущих на такие эксперименты школ, формируют действительно важное общественное благо: проектные компетенции учащихся, их интерес к территории, в которой они проживают, как природной, так и городской, а также профориентацию, которая позволяет осознанно выбирать направления дальнейшей учёбы и работы. Причём шанс, что это будет полезная для города и страны профессия, заметно возрастает.

Пётр Иванов
социолог города бюро исследований Гражданская инженерия, редактор Телеграм-канала "Урбанизм как смысл жизни"

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ Череповец администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность