Предложения по системным изменениям в планировании городов

Автор: Ирина Бринькова

Необходимость развития территорий в наших городах назрела давно. Некоторые города уже сегодня реализуют точечные, а какие-то − и стратегические проекты по экологизации своих территорий, но это носит скорее исключительный характер и зависит от неравнодушия отдельных должностных лиц. Для системных изменений нужны системные решения. В сентябре 2024 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минстрою России разработать стандарты эколого-ориентированного городского проектирования. В этом материале собраны решения, которые, по мнению автора, могли бы дать старт принципиально новому подходу к проектированию городов.

Автор: Ирина Бринькова

Прежде чем отправлять корабль в большое плавание, его положено назвать. А в нашем случае − разобраться с понятийным аппаратом и закрепить в законодательстве понятия водно-зелёного или градоэкологического каркасов. В Своде правил № 42 (СП-42) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» есть тонкий намёк на его (п. 9.3), однако, очень часто на региональном уровне сложно продвинуть экологичные идеи в пространственном развитии, потому что в законе в принципе не заложена соответствующая необходимость.

Качественная оценка

В СП-42 утверждены параметры по площади озеленения при строительстве жилья, коммерческой и социальной инфраструктуры. Но «количество» не всегда означает «качество». В этой связи целесообразно закрепить параметры качественного озеленения и рассматривать не квадратные метры, а эффекты зелёной инфраструктуры − вес экосистемных услуг, которые она продуцирует. Для этого необходимо закрепить термины «экосистемные услуги» и «управление экосистемными услугами» в федеральных документах.

Вероятно, тогда чиновники, девелоперы и проектировщики смогут закладывать в свои проекты производящие, регулирующие и средостабилизирующие функции растений, ведь они напрямую влияют на качество жизни горожан, что, кстати, обозначено Президентом в одной из национальных целей страны. Здесь же уместно предложить обязательную оценку баланса экосистемных услуг водно-зелёной инфраструктуры девелоперских проектов. Прототип такой оценки – «Зелёные КПЭ» – уже разработан научным центром «Smart Urban Nature»

Грамотное управление экосистемными услугами позволит предвидеть и, если нужно, нивелировать экологические последствия планировочных решений, а главное, принять решения, способные предотвратить риски подтопления территории, повысить качество воды в городских водоёмах, получить альтернативные источники энергии и оптимизировать расходы на содержание природных территорий. Оценка экосистемных услуг может служить дополнительным критерием при оценке проектов застройки или благоустройства, быть включённой в число обязательных критериев ГОСТ Р 70346-2022 «Здания многоквартирные жилые «зелёные». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации», разработанного ДОМ.РФ, или даже войти в показатели эффективности муниципальных и региональных управленцев.

Межведомственный подход

В числе эффектов эколого-ориентированного проектирования – улучшение ментального и физического общественного здоровья, а также качественное изменение экосистем в самих городах и за их пределами. В этой связи ответственность за создание базы для экологичных городов может лежать не только на Минстрое, но и на Минздраве и Минприроды. Эти ведомства способны инициировать проекты финансовой, методологической и исследовательской поддержки регионам.

Внедрение научного подхода при эколого-ориентированном проектировании – ещё одна задача, которую возможно запустить с федерального уровня. Несмотря на то, что многие университеты десятилетиями исследуют экосистемные услуги растений и влияние водно-зелёных каркасов на экосистемы и здоровье людей, на «землю» эти труды спускаются крайне редко. Перед федеральным центром стоит задача синхронизировать спрос и предложение, в том числе, сформировать перечень научных работ, которые необходимы регионам для оценки негативных экологических условий и климатических рисков на урбанизированных территориях, разработать понятные подходы к анализу экосистемных услуг в городах, выявлению тепловых и «мокрых» островов. Дополнительно стоит собрать базу по уже проведённым исследованиям и сделать их доступными для широкой общественности. Безусловно, успешные проекты сотрудничества науки и власти есть, например, в Москве и Ижевске.

Роль федеральных проектов

Зачастую экологизация среды не требует каких-то принципиально новых подходов к работе с территорией или дополнительных средств. Формирование водно-зелёных каркасов может происходить в рамках действующих федеральных проектов. Например, при реализации «комфортной городской среды» и проведении рейтингового голосования по выбору объектов благоустройства в первую очередь можно предлагать населению те территории, которые способны снизить негативные экологические (загрязнение воздуха, шумовое загрязнение) или климатические эффекты (острова тепла, зоны подтопления) и повысить связность зелёных зон. При ремонте дорог и тротуаров по проекту «Безопасные качественные дороги» предусмотреть сохранение или создание зелёных буферных зон между проезжей и пешеходной частями с высадкой зелёных насаждений.

Принцип субсидиарности

Многие вопросы пространственного развития, связанные с экологичностью, можно решить на региональном или муниципальном уровне, было бы, как говорится, желание. Ведь правила благоустройства могут включать почти весь регламент по зелёным насаждениям и отчасти водным объектам: от ассортимента растений до проектирования биоинженерных систем, типа дождевых садов и дренажных канав. Многое в этом плане сделано, например, в Черняховске Калининградской области. В Новосибирске коллеги актуализировали ассортимент зелёных насаждений с учётом климатических изменений и экологической обстановки, возобновили работу муниципального питомника при участии местного ботанического сада. Оба города скорректировали подход к компенсационному озеленению, обязав тратить деньги именно на озеленение, а в Черняховске даже прописали в правилах благоустройства экосистемные услуги компенсационного озеленения.

Актуальные тренды

Можно пойти и дальше − актуализировать нормативы озеленения в зависимости от зоны озеленения: типа и расположения улиц, климатических особенностей территории, наличия промышленных предприятий и т.д. Казань, которая уже несколько лет работает над созданием градоэкологического каркаса, рассматривает, в том числе, и появление отдельной должности по этому направлению − советника мэра по градоэкологическому развитию.

Также в компетенциях региона интегрировать работу по «экологизации» городов в «умные» проекты: при создании цифровых двойников территории и цифровом мастер-планировании дополнительно рассматривать данные по озеленению с учётом их качественных характеристик, проценту запечатанности территории, зонам подтопления, рекомендованным зонам для создания водно-зелёного каркаса территории.

Распространение лучших практик

Отдельным значительным блоком, возможно даже предшествующим описанным ранее, должна стать системная работа по информированию и тиражированию лучших практик. Речь здесь во многом не столько о технологиях и конкретных решениях, сколько об изменении философии развития территорий: о выборе в пользу озеленения перед мощением, о ревитализации рек и болот вместо их рекультивации, о возможности будущим поколениям проживать здоровую жизнь в комфортных городах.

Возможно вам будет интересно

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370