Предложения по системным изменениям в планировании городов

09.12.2024
Необходимость развития территорий в наших городах назрела давно. Некоторые города уже сегодня реализуют точечные, а какие-то − и стратегические проекты по экологизации своих территорий, но это носит скорее исключительный характер и зависит от неравнодушия отдельных должностных лиц. Для системных изменений нужны системные решения. В сентябре 2024 года Минстрой России получил поручение разработать стандарты эколого-ориентированного городского проектирования. В этом материале собраны решения, которые, по мнению автора, могли бы дать старт принципиально новому подходу к проектированию городов.

Автор: Ирина Бринькова

Прежде чем отправлять корабль в большое плавание, его положено назвать. А в нашем случае − разобраться с понятийным аппаратом и закрепить в законодательстве понятия водно-зелёного или градоэкологического каркасов. В Своде правил № 42 (СП-42) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» есть тонкий намёк на его (п. 9.3), однако, очень часто на региональном уровне сложно продвинуть экологичные идеи в пространственном развитии, потому что в законе в принципе не заложена соответствующая необходимость.

Качественная оценка

В СП-42 утверждены параметры по площади озеленения при строительстве жилья, коммерческой и социальной инфраструктуры. Но «количество» не всегда означает «качество». В этой связи целесообразно закрепить параметры качественного озеленения и рассматривать не квадратные метры, а эффекты зелёной инфраструктуры − вес экосистемных услуг, которые она продуцирует. Для этого необходимо закрепить термины «экосистемные услуги» и «управление экосистемными услугами» в федеральных документах.

Вероятно, тогда чиновники, девелоперы и проектировщики смогут закладывать в свои проекты производящие, регулирующие и средостабилизирующие функции растений, ведь они напрямую влияют на качество жизни горожан, что, кстати, обозначено Президентом в одной из национальных целей страны. Здесь же уместно предложить обязательную оценку баланса экосистемных услуг водно-зелёной инфраструктуры девелоперских проектов. Прототип такой оценки – «Зелёные КПЭ» – уже разработан научным центром «Smart Urban Nature»

Грамотное управление экосистемными услугами позволит предвидеть и, если нужно, нивелировать экологические последствия планировочных решений, а главное, принять решения, способные предотвратить риски подтопления территории, повысить качество воды в городских водоёмах, получить альтернативные источники энергии и оптимизировать расходы на содержание природных территорий. Оценка экосистемных услуг может служить дополнительным критерием при оценке проектов застройки или благоустройства, быть включённой в число обязательных критериев ГОСТ Р 70346-2022 «Здания многоквартирные жилые «зелёные». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации», разработанного ДОМ.РФ, или даже войти в показатели эффективности муниципальных и региональных управленцев.

Межведомственный подход

В числе эффектов эколого-ориентированного проектирования – улучшение ментального и физического общественного здоровья, а также качественное изменение экосистем в самих городах и за их пределами. В этой связи ответственность за создание базы для экологичных городов может лежать не только на Минстрое, но и на Минздраве и Минприроды. Эти ведомства способны инициировать проекты финансовой, методологической и исследовательской поддержки регионам.

Внедрение научного подхода при эколого-ориентированном проектировании – ещё одна задача, которую возможно запустить с федерального уровня. Несмотря на то, что многие университеты десятилетиями исследуют экосистемные услуги растений и влияние водно-зелёных каркасов на экосистемы и здоровье людей, на «землю» эти труды спускаются крайне редко. Перед федеральным центром стоит задача синхронизировать спрос и предложение, в том числе, сформировать перечень научных работ, которые необходимы регионам для оценки негативных экологических условий и климатических рисков на урбанизированных территориях, разработать понятные подходы к анализу экосистемных услуг в городах, выявлению тепловых и «мокрых» островов. Дополнительно стоит собрать базу по уже проведённым исследованиям и сделать их доступными для широкой общественности. Безусловно, успешные проекты сотрудничества науки и власти есть, например, в Москве и Ижевске.

Роль федеральных проектов

Зачастую экологизация среды не требует каких-то принципиально новых подходов к работе с территорией или дополнительных средств. Формирование водно-зелёных каркасов может происходить в рамках действующих федеральных проектов. Например, при реализации «комфортной городской среды» и проведении рейтингового голосования по выбору объектов благоустройства в первую очередь можно предлагать населению те территории, которые способны снизить негативные экологические (загрязнение воздуха, шумовое загрязнение) или климатические эффекты (острова тепла, зоны подтопления) и повысить связность зелёных зон. При ремонте дорог и тротуаров по проекту «Безопасные качественные дороги» предусмотреть сохранение или создание зелёных буферных зон между проезжей и пешеходной частями с высадкой зелёных насаждений.

Принцип субсидиарности

Многие вопросы пространственного развития, связанные с экологичностью, можно решить на региональном или муниципальном уровне, было бы, как говорится, желание. Ведь правила благоустройства могут включать почти весь регламент по зелёным насаждениям и отчасти водным объектам: от ассортимента растений до проектирования биоинженерных систем, типа дождевых садов и дренажных канав. Многое в этом плане сделано, например, в Черняховске Калининградской области. В Новосибирске коллеги актуализировали ассортимент зелёных насаждений с учётом климатических изменений и экологической обстановки, возобновили работу муниципального питомника при участии местного ботанического сада. Оба города скорректировали подход к компенсационному озеленению, обязав тратить деньги именно на озеленение, а в Черняховске даже прописали в правилах благоустройства экосистемные услуги компенсационного озеленения.

Актуальные тренды

Можно пойти и дальше − актуализировать нормативы озеленения в зависимости от зоны озеленения: типа и расположения улиц, климатических особенностей территории, наличия промышленных предприятий и т.д. Казань, которая уже несколько лет работает над созданием градоэкологического каркаса, рассматривает, в том числе, и появление отдельной должности по этому направлению − советника мэра по градоэкологическому развитию.

Также в компетенциях региона интегрировать работу по «экологизации» городов в «умные» проекты: при создании цифровых двойников территории и цифровом мастер-планировании дополнительно рассматривать данные по озеленению с учётом их качественных характеристик, проценту запечатанности территории, зонам подтопления, рекомендованным зонам для создания водно-зелёного каркаса территории.

Распространение лучших практик

Отдельным значительным блоком, возможно даже предшествующим описанным ранее, должна стать системная работа по информированию и тиражированию лучших практик. Речь здесь во многом не столько о технологиях и конкретных решениях, сколько об изменении философии развития территорий: о выборе в пользу озеленения перед мощением, о ревитализации рек и болот вместо их рекультивации, о возможности будущим поколениям проживать здоровую жизнь в комфортных городах.

Ирина Бринькова
эксперт по разумному развитию территорий, приглашенный преподаватель МГИМО МИД России

COVID-19 ESG TEEB treetalker Абакан Альметьевск Ачинск Бразилия Видное Волгоград Екатеринбург Ижевск Казань Киров Китай Красноярск Курган Минск Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Петровск-Забайкальский Ростов-на-Дону Санкт-Петербург Сургут Тюмень Усть-Илимск ЧЕБОКСАРЫ ЧЕРЕПОВЕЦ Череповец администрация архитектурные решения биоразнообразие благоустройство внутреннее озеленение водно-зелёный каркас газон глобальное потепление городское планирование градостроительство двор деревья детские площадки дождевой сад здоровье зелёные крыши зелёные решения идентичность канализация климат климатическое моделирование космоснимки микропатогены мониторинг набережная насекомые наука нормативы озеленение опрос парк переработка мусора подтопление почва проект птицы пыль реки свет сертификация снег технологии туризм устойчивое развитие фауна экосистемные услуги энергоэффективность