Экосистемные услуги – потенциал изменений российского законодательства

Автор: Ольга Максимова

Как можно говорить о городской природе через градостроительные документы

Автор: Ольга Максимова

Ранее мы рассказали, как представлены экосистемные услуги в действующих градостроительных документах. Были исследованы СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Градкодекс РФ, Стратегия пространственного развития страны на период до 2025 года, «Методика формирования индекса качества городской среды», а также «Стандарт комплексного развития территорий». Теперь поговорим о том, как соотносятся эти материалы с международными классификациями экосистемных услуг и как можно трансформировать законодательство для эффективного учёта экономической пользы от городской природы в градостроительных проектах.

В своей аналитической работе мы будем использовать классификацию экосистемных услуг TEEB1, подразумевающую деление экосистемных услуг на четыре группы: ресурсную, регулирующую, культурную и поддерживающую. Последняя существенно недооценивается при городском планировании. В частности, в российских градостроительных документах поддерживающая функция экосистемных услуг представлена в основном особо охраняемыми природными территориями и питомниками, что практически выключает из системы подсчётов те природные зоны, которые в городской среде не имеют охранного статуса, но играют чрезвычайно важную функциональную роль.

Поддерживающие городские экосистемные услуги

Категории поддерживающих услугЭкосистемная услугаПоставщик
Местообитания видовПриродоохранное, средообразующее значениеООПТ
Поддержание генетического разнообразияПриродоохранное, средообразующее значениеПочвозащитные посадки
Защита водных объектовВодоохранная зона, прибрежная защитная полоса
Обеспечение посадочным материалом группы городских поселенийПитомники растений и цветочно-оранжерейные хозяйства
Услуги, не входящие в классификацию ТЕЕВВосполнение запасов грунтовых водДождевые сады

Одновременно с этим ресурсные экосистемные услуги, согласно рассмотренным документам, не востребованы в городе вовсе – в документах не найдено ни одного упоминания. Возможно, к ресурсной группе следует отнести территориальные ресурсы, по аналогии с тем, как отнесены в классификации CICES2 к ресурсной абиотической категории энергия солнца и ветра.

Отметим, что такие категории классификации ТЕЕВ, как регуляция численности растений, опыление растений, очистка сточных вод, туризм, духовный опыт от пребывания человека на природе и создание ею чувства места, также не упоминаются в рассмотренных документах.

Сколько городу требуется экосистемных услуг?

Ответа на этот вопрос мы не находим ни в одном изученном документе. Мы видим информацию только о рекомендованной площади озеленённых территорий. В каком объёме будут оказываться экосистемные услуги, указано только для услуг зелёных насаждений и только в методическом документе от бюро «Стрелка» (ссылка). Однако этот документ не учитывает того, что охлаждающий эффект от растений зависит как от размера парка, так и от сезонности.

Также в «Стандарте комплексного развития территорий» говорится, что «регулирование площади озеленённых территорий направлено на формирование комфортных условий для отдыха и досуга жителей на открытом воздухе» (Стандарт…, т. 1, стр. 145). Из описания видно, что несмотря на перечисление таких экосистемных услуг, как выделение кислорода и поглощение пыли, этот эффект рассматривается не как общий для всей территории города, а только как эффект для посетителей зелёных зон (не указано, например, что он распространяется на горожан, находящихся в домах рядом с парком).

Поговорим об очевидных пробелах рассмотренных документов

Порой не всегда ясно, что является причиной, а что – следствием. Например, в «Методике формирования индекса качества городской среды» биоразнообразие названо показателем хорошей экологической обстановки, но какая от него польза, для чего его нужно достигать и поддерживать на определенном уровне – не говорится. Биодренажные канавы и дождевые сады рассматриваются исключительно как инженерные сооружения для снижения нагрузки на ливневую канализацию и рисков затопления, дренажа, отведения дождевых стоков, инфильтрации и испарения воды. Функция очистки ими воды не учтена.

По мнению авторов документов, почва предоставляет только одну услугу – инфильтрацию воды. А все биотические экосистемные услуги связаны исключительно с растениями, как будто другие живые существа на среду никак не влияют. Не учитываются птицы, насекомые и т.д.

Проведенная аналитика показала, что в ключевых градостроительных документах недостаточно отражено как само понятие, так и механика применения экосистемных услуг в профессиональной деятельности специалистов, работающих с развитием территорий. Это значит, что при выборе из разных градостроительных возможностей для планировщиков не будет дополнительной аргументации в пользу природной составляющей. В связи с этим, актуальной задачей для российских специалистов по экосистемным услугам представляется донесение до городских планировщиков смысла каждой из городских экосистемных услуг, их экономического вклада и механизма действия.

Как можно доработать нормативные документы?

Во-первых, для эффективного включения экосистемных услуг в градостроительную деятельность необходим ГОСТ, нормирующий их определение и базовую классификацию. Во-вторых, требуется прописать, какую именно пользу приносит та или иная экосистемная услуга. В-третьих, по возможности нужно рассчитать стоимость каждой услуги с учётом специфики регионов страны – какую выгоду получит муниципалитет, используя экосистемные услуги в рублях. Проще всего это прописать для регулирующих услуг, особенно для зелёных насаждений – эту цифру можно включить в величину компенсационной стоимости. Важно, чтобы расчёт экосистемных услуг прописывался также в локальных документах: в стратегиях социально-экономического развития города, в обосновании генпланов, в правилах благоустройства. Тогда на локальном уровне, где в основном и принимаются решения о том, быть этой заросли кустарника или не быть, будет возможность аргументированно принять решение, с учётом вреда и пользы, которые принесут демонтаж или обустройство того или иного фрагмента природы в городе.

  1. Haines-Young, R. and M.B. Potschin (2017): Common International Classification of Ecosystem Services (CICES) V5.1 and Guidance on the Application of the Revised Structure.
  2. TEEB Manual for Cities: Ecosystem Services in Urban Management. 2011, 48 р.

Возможно вам будет интересно

2 комментария

Михаил 09.01.2023 - 14:54

Отличная статья! Хотелось бы услышать мнения, касаемо зелёных крыш и валяние данного решения на экосистему мегаполисов

Ответить
Ольга Максимова 17.01.2023 - 14:17

Как минимум надо сказать, что крыши — большой недоиспользованный потенциал города. Как для рекреации, так и для биоразнообразия, термоизоляции зданий, уменьшения затопления территории города. Чтобы прямо таки повлиять на мегаполис в целом, нужно, конечно, чтобы как минимум четверть всех крыш были озеленёнными. Но и локальные решения тоже небесполезны.

Более подробно мы эту тему ещё рассмотрим в других статьях.

Ответить

Добавить комментарий для Ольга Максимова Cancel Reply

* Заполняя эту форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных.

Редакция не несет ответственности за полноту содержания и достоверность информации, приводимой авторами. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Экоурбанист» обязательна.  @2023 — Все права защищены. Выпускается и поддерживается Гильдия Ландшафтных Инженеров (Гильдия ЛАИН) и Smart Urban Nature(SUNLAB).  АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ЛАНДШАФТНЫХ ИНЖЕНЕРОВ | ИНН 7716942510 | ОГРН 1197700015370